Урок Табличная база данных


«Табличная база данных»

Тема: Табличная база данных.

Тип урока: комбинированный урок.

Изучаемые вопросы:

Определение информационной системы.

Определение БД.

Табличная БД. Запись, поле, ключевое поле.

Выполнение практической работы.

Закрепление нового материала.

Итоги урока.

Цель урока: формирование основных понятий и умений по теме «Базы данных».

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: база данных (БД), табличные базы данных, поле БД, запись БД, ключевое поле, типы поля;

Развивающая: развивать алгоритмическое мышление интереса к разделу информатики – база данных, формировать ИКТ-компетентность, информационную культуру учащихся;

Воспитательная:

воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;

воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.

Средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор.

Программное обеспечение: Ms Access, Ms PowerPoint 2007.

Основные этапы урока:

Ход урока

Время (мин.)

1. Организационный момент(приветствие и проверка отсутствующих)

2

2. Цель и план работы на уроке

3

3. Введение знаний.

37

4. Выполнение практических работ на компьютере

30

5. Подведение итогов обучения

6

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

2

Содержание:

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

— Садитесь.

— Есть ли отсутствующие?

— Здравствуйте!

Садятся.

Называют отсутствующих.

Цель и план работы на уроке

— Мы сегодня с вами познакомимся с одним из средств хранения и обработки большого объема информации.

— Давайте запишем дату и тему сегодняшнего урока «Табличные базы данных».

Записывают дату и тему урока.

Введение знаний

Показ презентации «Табличная база данных».

Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников? А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.

Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?

С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Информационно-поисковые системы — это базы данных, содержащие данные об объекте и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.

Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.

Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.

Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков. Что вы считаете для учеников признаками?

Поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);

программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных)

БД классифицируются:

по характеру хранимой информации

фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)

документальные (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)

по способу хранения данных

централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)

распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)

по структуре организации данных

реляционные – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)

иерархические

сетевые

Запись – информация об одном объекте.

Поле – характеристика объекта (атрибут)

Имя поля – название поля (заголовок)

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Первичный ключ в БД – это поле или совокупность полей, значение которого не повторяется у разных записей.

(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)

(Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)

Записать определение ИПС.

Записывают классификацию БД.

Первичное закрепление знаний в виде выполнения практической работы.

— А сейчас я вам предлагаю закрепить полученные сегодня знания, выполнив практическую работу «Записная книжка» в программе Excel.

Выполняют практические работы за компьютерами.

5. Подведение итогов обучения

Просмотр презентации (продолжение).

Итак, вы научились создавать и заполнять таблицы, вносить информацию через форму. Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

Что понимают под ИПС?

Что такое БД?

Какой тип базы данных мы сегодня изучили? Что для него характерно?

Отвечают на поставленные вопросы.

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

§10,§11

Задание: Определите структуру (состав полей), ключи, типы и формат полей для таблчной баз данных под такими названием: Страны мира

Записывают домашнее задание.






See also:
Яндекс.Метрика