Урок Школьная дружба 1-2


Тема урока: «Школьная дружба». 1

Цели урока: познакомить с понятиями «товарищи», «друг», с особенностями школьной      

  дружбы;

— расширить и дополнить знания учащихся о нравственных качествах,     

— воспитывать трудолюбие, уважение к друзьям;  — познакомить с правилами игры;

— укреплять чувство «мы» в классе, показать необходимость доброго общения  и взаимопомощи в классе.

Оборудование:   — плакат с правилами игры;- запись песни «С чего начинается Родина?»

— сборник стихов В.С. Подкопаева.

                                                   

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

   — Сегодня на уроке мы будем говорить о школьной дружбе, будем учиться дружить, помогать друг другу, будем играть, узнаем правила игры.

2. Повторение полученных ранее знаний учащихся, подготовка к изучению темы урока.

— Мы живем с вами, ребята, в большой стране. Это «большая» наша Родина.

— Ребята, как она называется? (Россия).                                                              

— Есть еще у каждого человека «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой» Родины — России.

— Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань).

— Он очень красив и богат, наш край, особенно летом и весной.

  Наш кубанский поэт В.С. Подкопаев так написал о нем:

Ты весной чудесен,

Летом щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский

— И есть у человека совсем «маленькая» родина: это место, где ты родился, дом, в котором вырос и живешь, это наша станица, в которой ты сейчас живешь, ходишь в школу и учишься.

— Кто знает, как она называется? — Вот с этой «маленькой» родины и начинается «большая» Родина для каждого человека: с родного дома, мамы, школы.

 — Ребята, послушайте первый куплет песни и скажите, о чем я еще не сказала, с чего начинается Родина?

(Прослушивается первый куплет песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С хороших друзей.

3. Изучение темы урока.

1. Вступительная беседа.

-Ребята, Родина, как в песне поется, начинается с самого близкого, родного. Вы уже подросли, стали ходить в школу. И понятие «Родины» для вас стало шире. Родина для вас это еще и школа, школьные товарищи. — А кого мы называем школьными товарищами?- А хотите узнать, откуда и когда появилось это слово?

2. Исторические сведения о появлении, значении слов «товарищ», «друг». Рассказ учителя.

Много-много (примерно тысячу) лет назад (в 11 веке, а сейчас 21 век) купец (богатый человек, который занимался торговлей) набирал людей, чтобы перевезти товар в другие страны и вернуться назад. Их и называли «товарищами».

— А какими должны быть люди, чтобы ехать вместе в другие страны и вернуться домой, ведь эти путешествия подчас были трудными и опасными; тогда не было еще машин, самолетов, ездили на лошадях и плавали на кораблях?

— Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь.

«Товарищи» — это люди, которые все вместе делают общее дело. Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают, вместе учатся.

Вот вы все вместе учитесь в 1 классе. Вы товарищи, т.е. вместе делаете трудную работу, в данном случае учитесь. Вы вместе отправились в страну знаний на целых 11 лет!

— Кто сможет назвать своих товарищей? 

— Как вы думаете, что значит «дружить»?

— А что делают дети, когда дружат?

—  Каждому ли человеку вы доверите свой секрет?

— Кому бы вы доверили секрет? Друг, это человек, которому доверяют секреты, который поможет

в трудную минуту, выручит из беды.

Послушайте, как появилось слово «друг».

В 12 веке (сто лет спустя, как появилось слово «товарищ») князь (человек, который стоял во главе княжества — государства) набирал дружину (войско) для защиты от врагов, и каждый член дружины назывался другом.

— Какими чертами характера должен был обладать друг, каким он должен был быть?

— Надежным, верным, преданным, умеющим защитить в бою.

— Сейчас эти черты характера должны быть у друга? (Да).

2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». 

Мальчик Миша мается

Миша заикается.                    

  Он не может говорить.            

 То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву к,

Но ребята не смеются —

Дружба классная крепка.   

Ты, Мишутка, не теряйся

Ты с других пример бери!       

Молча с духом собирайся   

И смелее говори!

Миша выговорил слово,

А другого не видать…

Но товарищи готовы,

Если нужно подождать.

Обсуждение.

— Можно ли сказать, что у Миши настоящие друзья?

— Почему? — Чему учит нас это стихотворение?                                                                    

— Поддерживать друзей в трудных ситуациях, приходить на помощь, не смеяться над недостатками.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление понятий «товарищи», «друг», «дружба».

— На Руси давно, с незапамятных времен ценили дружбу. Есть в ней особое качество. Люди, которые дружат, нравятся друг другу, в любом деле верны, приходят друг другу на помощь, причем бескорыстно, не требуя награды.

— А что такое верность?

— Вспомните, в каких сказках мы видели верность одного героя другому? (Сказка «Кот,  Петух и Лиса».).

— Кто был верен? (Кот).

— Героям какой, известной с раннего детства сказки, дружба помогла выдернуть выращенный плод? (Репка).

— Вы видите, что даже в сказке дружба помогает справиться с любым делом.

6. Обсуждение товарищеских, дружеских отношений в классе.

— У нас в классе ребята умеют дружить?

— Кого вы хотели бы видеть своим другом?

— С кем вы не хотите дружить?

Чтение стихотворения «Жалоба»

Тронь ее нечаянно — сразу «Караул!

Ольга Николаевна, он меня толкнул!»

«Ой, я укололась!» — слышен Сонин голос.

«Мне попало что-то в глаз,  я

Пожалуюсь сейчас!».

— Чему учит это стихотворение?

— Не ябедничать.

Если друг не прав, если он занимается чем-то плохим, скажи сразу об этом товарищу.

— Ребята, у нас в Краснодарском крае, на Кубани, проживают люди около 100 национальностей. Часто в классе бывают дети другой национальности. Дети дружат со всеми, друга выбирают не по национальности, не по цвету глаз или кожи, а по его качествам: верности, преданности, доброте, бескорыстности.

7 . Игры на сплочение классного коллектива.

— Ребята, а какое у вас любимое занятие, когда вы встречаетесь с друзьями?

— Какие игры вы любите и знаете?

— На Кубани дети издавна любили и любят играть в игры, которые помогали им быть смелыми, верными, ловкими. Юные казачата готовили себя к защите Отечества, как их взрослые отцы — казаки. Казаки были смелыми людьми, они готовы были в любую минуту встать на защиту южных рубежей своей Родины. Они очень ценили дружбу, взаимовыручку. Дети с детства готовили себя к защите Родины и одной из любимых игр была игра в «казаков-разбойников». В эту игру дети любят играть и сейчас. Игра учит умению «маскироваться», быть разведчиком, бесшумно и незаметно подкрасться к врагу, взять его в «плен» (запятнать), учит выручать товарищей, действовать сообща, дружно.

Вы немножко подрастете и мы научимся играть в эту игру. Для этой игры нужна большая площадь на улице.

— Какие игры вы еще знаете, в которые играли ваши мамы, бабушки?

— «Салки», «Прятки», «Городки», «Гуси-гуси», «Каравай», «Третий лишний» и другие.

— Поиграем в игру «Ручеек».

В эту игру играли еще наши прабабушки и прадедушки, ее элементы часто встречаются во многих народных танцах.

— Ребята, в любой игре должны существовать правили.

— Каким правилам вы придерживаетесь, когда играете?

— Игра должна приносить радость, удовольствие. Если не придерживаться этих правил, то можно уйти с обидой, принести игрой неприятности другим.

Вот эти правила.

1.Никого не обманывай в игре, а проигрывая, никого не обвиняй в этом.

2. Сохраняй спокойствие в игре, независимо от исхода и результатов. Ставь интересы команды выше личных.

3. Если выиграл, радуйся, не задавайся, проиграл – не злись.

4.Не злорадствуй, когда проигрывают другие.

5. Не упрекай товарища за допущенные им промахи, старайся исправить положение своими успехами.

6. Научи других тому, что умеешь сам.

7. Будь настойчив, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.

Но прежде чем играть, нам надо выбрать водящего.

А кто знает, как выбирают того, кому водить? (Считалкой).

— Какие знаете считалки?

— Считалки — это вид устного народного творчества

Выучим считалку.

Аты-баты — шли солдаты.

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля

Считалкой выбираем водящего и он выходит за дверь. Тем временем дети прячут какой-нибудь

предмет. Водящего зовут, он должен найти его. Все, кто участвует в игре, должны помогать водящему если он находится далеко от спрятанного предмета, дети кричат ему «Холодно!», а если он сделал движение к тому месту, где спрятан предмет, ему кричат «Горячо!».

8. Подведение итогов урока.

— Кого называют товарищами? — Каким должен быть друг?

9. Домашнее задание. Нарисовать свой портрет и в течение недели (к следующему уроку)

                                                     Тема урока. Школьная дружба. 2

Цели урока:

— закрепить представления детей о школьной дружбе, о ее законах;

— развивать у ребят чувства взаимопомощи, поддержки, бескорыстности;

  — воспитывать стремление  учащихся жить дружно в коллективе,                      

— умение подчинять свои чувства, желания законам коллектива,                            

 — способствовать доброму отношению друг к другу.

Оборудование:

— плакат с «домом» — классом учащихся и их портретами;

— рисунки детей;

— плакат «Законы дружбы»;

— 3 конверта с пословицами;

— «сердечко» для игры;

— запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»;

— 2 платка для игры.

                                                 Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы продолжаем говорить о дружбе. Будем учиться быть дружными, учиться

Ш. Проверка домашнего задания.                                                              

Закрепление изученного.

— Ребята, вам было дано задание нарисовать себя и поместить в «окошечко» в «доме» — классе в то место, где вам больше всего нравится. Посмотрите на наш дом. Мы увидели с кем вам больше всего хочется быть рядом, с кем бы вы хотели дружить.

— Красив ли наш «дом»?

— Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо?                        

 — Люди чувствуют себя хорошо и счастливо когда они дружные, когда помогают друг другу, когда любят друг друга, когда берегут, жалеют друг друга.

— Что мы можем сделать, чтобы в нашем «доме» в нашем классе — всем жилось хорошо?

IV.Изучение законов дружбы.

— Люди не бывают счастливы, им не бывает хорошо, если они не следуют общим правилам жизни, поведения. Но чтобы следовать этим правилам, надо их сначала выработать.

Люди придумали много правил:              

 — правила дорожного движения;                

 — правила поведения в школе, театре;

— правила поведения в общественном транспорте и другие.                                                                     

 В каждом доме есть свои правила. Наверно, они нужны и нам с вами.

— Что нужно сделать, чтобы хотелось идти в класс?

Чтобы быть рядом с товарищами?                    

 — Как сделать, чтобы было интересно, весело в классе?                                             

 — Чтобы было интересно и весело в классе нужно быть дружными, вместе играть, выполнять интересные задания, ходить в кино, на экскурсии.

— У дружбы есть свои законы.  Послушайте их.

Законы дружбы.

1. Не обзывай и не унижай своего друга.

2. Помогай другу в беде.

3. Умей с другом разделить радость.

4. Не смейся над недостатками.

5. Выбирай друзей по душевным качеством, а не по одежде.

6. Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.

7. Не обижайся, когда друг говорит тебе о твоих недостатках, он желает тебе добра.

8. Умей признавать свои ошибки и помирись с другом.

9. Не предавай своего друга.

— Теперь послушаем песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь…».

    — Чему она учит нас?

V. Физкультурная минутка.

VI. Проведение игр на сплочение коллектива.

Учитель: — Теперь поиграем. Проверим, поучимся играть вместе, помогать товарищам.

Игра «Дружеское рукопожатие».      Правила игры.

Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага

вперед, повернуться друг к другу спиной, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.

Пословицы о товариществе, дружбе.

— Издавна ценили люди дружбу, взаимопомощь, преданность, взаимовыручку.

У каждого народа свои пословицы, но учат они дружбе. У нас на Кубани у казачества было тоже много пословиц о товариществе, дружбе. Вот некоторые из них.                                

— Берись дружно, не будет грузно.

— Доброе братство дороже всякого богатства.

— Недружную стаю вороны заклюют.

— В тесноте, да не в обиде.

— Не считай друга в гульбе, а считай в беде.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика