урок развития речи Овощи


Развитие речи

3 класс

Обобщающий урок

Тема. Овощи.

Цель. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность) на основе обобщения и уточнения знаний, полученных по теме.

Задачи урока.

1) Общеобразовательные:

-развивать точность словоупотребления при описании овощей; упорядочить и обобщить знания детей об овощах, их происхождении, их целебных свойствах и способностях предупреждать и излечивать болезни;

-формировать умение использовать смысловые оттенки значений слова;

-обогащать словарный запас слов активизировать словарный запас по данной теме..

2) Коррекционноразвивающие:

— совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

— корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов;

-развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

— развивать логическое мышление;

— развивать критическое мышление;

— развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;

3) Воспитательная:

-воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: овощи (предметные картинки и натуральные продукты), ИКТ – компьютер со слайдами; графическая запись слова, слова на карточках, корзинки, приготовленные овощи; раздаточный материал: набор предметных картинок овощей, «бегущая» лента, таблица для домашней работ, рисунки – раскраски.

Ход урока

1. Орг. м.

Приглашение на урок.

— Начинается урок. Я желаю всем…(прочитайте слово, используя ту букву, которая указана цифрой)

2 лужа

1 дождь

2 пасмурно

3 туча

2 листопад

Дети: удачи

— К какому времени года можно отнести все эти слова?

Дети: к осени

-Чтение стихотворения учителем

Листва желтеет на деревьях,

Дожди бывают часто очень,

И птицы к югу улетели,

Холодный ветер – это осень!

— Покажите, как холодно.

Дети показывают движения руками.

(Чтобы нам было тепло, вспомним про солнышко)

Поглядело солнце вправо,

А потом налево

Лучи свои расправило

И нас теплом согрело.

Дети показывают движениями как тепло.

2 .Сообщение темы

-Расшифруйте тему урока: □ ◊ □ ○

□ –буква о, ◊ — в, ○- щ, — и (овощи)

Дети: это овощи.

-Вспомним стих про Натку, повторяет наизусть весь класс, 1 ученик показывает овощи по порядку из стихотворения, беря их из корзинки:

Что растёт у Натки Вот томат и перец здесь,

На зелёной грядке? Чесночок на грядке есть.

Свёкла, репа, сельдерей, и зелёный молодец

Вот лучок стоит порей. Под листочком огурец.

Тут у нашей Натки рос Кабачок, кабачок

Горошек сладкий, лёг у грядки на бочок.

Да и тут не пусто Патиссоны, баклажаны

Выросла капуста. –Ну, а где же здесь бананы?

Не ищите вы их тут!

В Африке они растут!

Ребёнок называет: Свекла, репа, сельдерей, лук-порей, горох, капуста, помидор, перец, чеснок, огурец, кабачок, патиссон, баклажан.

3. Актуализация знаний

А) Где растут овощи?

Дети: на огороде, в поле

— Обратите внимание на этих детей.

(плакат «Уборка урожая»)

-Чем они заняты?

Дети: убирают урожай овощей

-В какое время года собираем овощи?

Дети: собираем овощи осенью

Уборка урожая осенью: в поле, в саду, в огороде (показ сюжетных картинок).

-Кто из вас помогал в уборке урожая дома?

-Сами ли вырастают овощи?

Дети: нет, их сажают,

С помощью чего?

Дети: сажают семенами.

-Когда их сеют?

Дети: сеют семена весной

Что нужно делать, чтобы получить хороший урожай?

Дети: поливать, рыхлить, удобрять

Б) история овощей (рассказывает учитель)

-Многие овощи были привезены к нам из-за границы. Капуста, петрушка с берегов Средиземного моря, огурец и свёкла из Индии, помидор и кабачок из Америки, репа, морковь, лук из Азии.

4. Работа по теме.

Сбор урожая

Посмотрите на картину, для каких-то овощей нужны лопаты, а для других нет. (плакат «уборка урожая»)

-Как нужно собирать овощи, кто знает?

Д: их нужно выкапывать, срезать, срывать

На доске появляются слова на карточках:

Выкапывают Срезают Срывают

— Разложите картинки с овощами под эти слова.

Морковь капуста помидоры

Картофель тыква огурцы

Лук горох

Свёкла, чеснок

У детей на партах картинки с овощами, выходят и прикрепляют рисунок на доску, составляя словосочетание:

Д: морковь выкапывают и т.д.

— Повторим ещё раз все вместе –«выкапывают…., срезают….., срывают …..»

Д: выкапывают морковь, картофель, лук, свёклу, чеснок. И т.д.

Упражнения на внимание

— Посмотрите и скажите, что на доске справа; слева; вверху; внизу; слева внизу; справа вверху; в середине. (На доске лист с картинками овощей).

Д: слева помидор, огурец. Справа лук, редиска. Вверху помидор, лук. Внизу огурец, редиска. Слева внизу огурец. Справа вверху лук. В середине капуста.

Ласково

-Назовите ласково: морковь, редис, помидор, лук, капуста, огурец, горох.

Д: морковка, редиска, редисочка, помидорка… (повторяют несколько человек)

Составление рассказа-описания про овощ

Узнать на ощупь

— А теперь вам нужно узнать овощ на ощупь, но не называть его, а суметь рассказать о нём по плану-картинкам на доске. Все остальные, догадавшись о чём идёт речь, показывают нужную картинку на вашем столе.

План – цвет, форма, какой на ощупь, на вкус, что можно приготовить.

— повторим какие бывают овощи по форме?

Д: круглые, овальные, вытянутые

-на ощупь?

Д: гладкие, твёрдые, шероховатые, с пупырышками

-На вкус?

Д: сладкие, кислые, горькие, острые, сочные, хрустящие.

Описание овоща

Д: это овощ, растёт в огороде, на грядке, он красный, круглый, гладкий, сладкий, сочный, из него можно приготовить сок, положить в суп, съесть сырым, посолить.

Отгадали, вытаскивает овощ из мешочка, показывая всем, что верно.

(Овощи — Картофель, огурец, лук, морковь, помидор).

5. Физминутка

1. Если нравится тебе….

(под музыку поют песенку и выполняют движения)

2. Упражнение на расслабление

-Давно не было дождя и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелек до земли.

(Дети показывают, как завяли овощи. На счет «раз»— опускают головы, «два» — роняют руки вдоль туловища, «три» — приседают на корточки

-Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.

(Дети повторяют упражнение в обратном порядке.)

-Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой.)

-Зашумели стебельки. (Покачивают руками.)

-Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз.)

6. Продолжение работы

Лексические упражнения

— Как называется сок из моркови? Из капусты? Из свеклы? Из картофеля? Из помидора?

Д: морковный, капустный, свекольный, картофельный, томатный.

Игра «Маленькие повара»

-Я начинаю предложения, вы его заканчиваете, добавляя что и какой (ое)? Повторяете потом предложение целиком. (На доску вывешивается карточка «какой? суп» и т.д.)

Из гороха можно приготовить ….. (какой? суп).

Ребёнок: гороховый суп (повторяют это по отдельности все ученики)

-повтори предложение (1 ученик).

Ребёнок: Из гороха можно приготовить гороховый суп.

Повторим все вместе. И т.д.

Д: Из гороха можно приготовить гороховый суп.

И т.д.

Из картофеля можно приготовить …. (какое? пюре). Карточки — слова

Из капусты можно пожарить …..(какие? котлеты).

Из свёклы можно приготовить …. (какой? салат).

Из тыквы можно сделать …. (какой? сок).

-Повторим ещё раз – из гороха какой суп?

Д: гороховый суп

-Из картофеля какое пюре?

Д: картофельное пюре. И т.д.

Вот какой славный обед мы приготовили!

-Что же можно делать с овощами?

Д: варить, солить, жарить

-Прочитайте на доске слова (на карточках)

Жарить Варить Солить Сушить

-Что значит «сушить»?

Д: овощ высох, сморщился. (показ сушеного овоща — красный сладкий перец)

-Если овощи пожарить, они станут какие?

Д: жареные.

Вывешивается на доску карточка с этим словом.

Жареные

Д: варёные

Вывешивается карточка.

Варёные

Д: солёные.

Появляется на доске карточка

Солёные

Д: сушёные

Прикрепляется карточка с этим словом

Сушёные

Жареные варёные солёные сушёные

(карточки на доске)

Игра «Угадай на вкус»

-Теперь знаете. Какие могут быть овощи при приготовлении, легко узнаете их на вкус.

(ребёнок закрывает глаза, даю ему что-нибудь попробовать и так каждому)

Д: «Я съел ….. .»

Свежий огурец, солёный огурец, свежий помидор, солёный помидор, сырая морковь, варёная морковь или картофель, свежая капуста.

Игра «над и под»

-Овощи растут над землёй и под землёй. Выберите из большой корзинки в маленькую корзинку – те, что растут над землёй.

Свёкла огурец

Лук помидор

Картофель петрушка

Морковь перец

Чеснок

Д: «Над землей растёт ….. »

Д: «Под землёй растёт ….. .»

Упражнение «Капуста»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика