Урок развития речи Моделирование сказки В Осеева Кто всех глупее


Васильева Н.В.

Урок : Развитие речи

Класс: 2

Тема: В. Осеева. Кто всех глупее. Моделирование сказки.

Цель урока:

*Сформировать представление о моделировании как методе работы со сказкой

Задачи:

*познакомить с понятием «моделирование»

*сочинить по заданной модели сказку

*продолжить формирование умения понимания текста

План — конспект

1.Организационный момент. Знакомство. Игра «Превращение»

2.Определение темы. Ребус.

3.Постановка задачи. Что мы можем «делать» со сказкой? Какое еще действие можем совершать? – узнаем на уроке.

4.Работа с текстом до восприятия. Представление персонажей. Наделение их признаками -качествами, полагаясь на жизненный опыт. Введение моделей – заместителей персонажей (оговаривание признака замещения) .

5.Физминутка.

6. Рассказывание сказки.

7.Работа с текстом после восприятия. Изменение позиции в связи со знакомством со сказкой, получения новых сведений. Перераспределение признаков-качеств в контексте новых условий, обстоятельств. Иной взгляд на соответствие моделей. Выдвижение нового признака замещения.

8.Применение модели. Сочинение сказки по данной модели. (групповая работа)

9. Итог.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

До звонка: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я- Надежда Валерьевна. А вас как зовут?…

После звонка: Давайте знакомиться ближе, для этого предлагаю сыграть в игру «Превращение» :я называю кого-то, а вы превращаетесь, используя звуки, мимику, жесты.

Жук, лягушка, змея, а сейчас …ученик. (жестом показываю – садитесь)

2.Определение темы. Постановка задачи.

А теперь начнём…

Диалог:

-Поговорим?

-О чем?

-О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

— Поговорим.

— Нам будет интересно.

-А о чём (поговорим) – догадайтесь, найдя способ чтения….(показываю «ребус»), готовы? Хором – ЭТО-…

-Верно, а что за произведение «сказка»? (выслушиваю ответы)

-Соглашусь с вами. Да, сказка – повествовательное произведение в прозе или стихах с фантастическим вымыслом.

-А что можно делать со сказкой? (Какие действия совершать?)

— Один лучик у нас остался. Что же там, мы узнаем в конце урока.

3.Работа с текстом до чтения.

-У нас есть такие персонажи. (размещение на доске с промежутком) Кто вам симпатичен, а почему? А теперь предлагаю охарактеризовать наших героев, используя признаки. Обсудите в паре кому, на ваш взгляд, подходят признаки, которые есть у вас. У вас есть 5 секунд, время пошло… (КОЛОКОЛЬЧИК) итак, кто начнёт?…( аргументы, кроме большого, маленького) Вот какими стали персонажи. А еще у нас есть вот такие фигуры. Сколько их? А как вы думаете, почему? Давайте заменим каждого героя фигуркой. Данной фигурой ( держу самую большую) кого заменим? Почему? ( указываем на соответствие размера, то есть замещаем по размеру, росту). Замещение остальных героев. (не по порядку: большой маленький) Как интересно: получилось, что фигуры- это модели наших персонажей и мы заменяли героев их моделями. А что нам это дало?А это помогло нам легче, четче представить, какие наши герои. Зафиксировать это (отметить) кто большой, а кто маленький .Это не просто так…

5.Физминутка.

Мы сейчас и больших, и маленьких замещали моделями, а ( жест -встаём) можете вы изобразить кого-то «большого»…(изображают), а теперь кого-то «ма-а-аленького»?

Стоп! Замрите! Иди сюда (двоих) – закрыли глаза –покажите – теперь смотрим! Кто это? Как артистично! Спасибо! Присаживайтесь!

6.Чтение текста.

-А теперь предлагаю узнать наших героев поближе, познакомившись со сказкой ( вывешиваю «ребус») Валентины Осеевой (вывешиваю), которая называется «Кто всех глупее» (вывешиваю). А кто же таковым может оказаться? (Кто глупее всех, как думаете?) предположения детей … Вот сейчас и узнаем. Слушайте…( рассказывание сказки)

7.Работа с текстом после чтения.

— Поделитесь впечатлениями об услышанном… Что вы теперь можете сказать (думаете) о наших героях? Оказывается «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Как тонко подмечено. А что не увидишь глазами? (душу, сердце) Такими нам показались герои сначала ( жест показа на признаки), а какими же оказались на самом деле? (перераспределение признаков)

-А как е модели?А кого теперь мы заменим этой моделью? (большая фигура),1)Почему? (изменение замещения по названному признаку) 2)По какому признаку теперь мы заменяли героев фигурами?

— Можем ли мы составить мнение о Боське? Он побывал в этой ситуации? Он еще маленький , ему только предстоит сделать свой выбор, каким он будет? (выносим на отдельную доску цыпленка со знаком ?) А предположите, как он мог поступить (3 варианта) «-« ведь старшие должны служить примером!

Вы теперь поняли, почему я предложила именно эту сказку? (проблема выбора)

Уважаемые собеседники, мы с вами заменяли героев моделями в соответствии с их признаками, мы моделировали сказку. А зачем? Что нам помогло это увидеть, понять? (Увидеть признаки героев, как устроена сказка, сюжетная линия)

Модель к сказке создали, а по ней можно придумать сколько угодно своих сказок.

Попробуем?

8.Применение модели. (работа в группе)

Деление на две группы.

Для начала определим – кто будут наши герои. Показ заготовки. Затем придумаем историю, которая с ними приключилась.

Итак, начнем: жили-были…

Вот однажды сели они завтракать…первый съел всю… и захотел еще …

Вот однажды сели они рисовать…первый взял и поставил кляксу…

Аплодисменты.

9. Итог.

Что же там? Что еще можем делать со сказкой? (моделирование) . А зачем нам нужно моделирование?

Благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.






See also:
Яндекс.Метрика