Урок — проект по окружающему миру в 3-м классе Полезные ископаемые


Урок — проект по окружающему миру в 3-м классе «Полезные ископаемые»

Цели:

Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.

Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности, то есть активизировать познавательные способности

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);

карточки для самостоятельной работы;

видеозапись «Добыча нефти»;

набор букв;

ребус;

карта Ставропольского края;

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонокНачинается урок.Все ль у вас, друзья, в порядке?Есть учебники, тетрадки?Настроенье каково?Во!Значит, будем начинатьМир чудесный открыватьДля себя и для друзейК новым знаниям скорей!

– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.

– Садитесь.

2. Введение в тему урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! (Геолог)(1 слайд) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

   1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. К природным богатствам относятся:

        А) одежда и обувь                         В) полезные ископаемые

       Б) игрушки                               Г) книги

3. К капиталу относятся:

        А) ферма                В) железные дороги

        Б) вода                                  Г) станки

4. К природным богатствам не  относятся:

        А) воздух                           В) почва

        Б) вода                             Г) завод

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

—       Сегодня на уроке мы начнём знакомство с одним из китов экономики — познакомимся с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека.

   -Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах. У каждой группы есть свой командир. Вначале урока вы выбрали картинку, она подскажет вам, в какой группе вы будете работать. Эта картинка – условное обозначение того полезного ископаемого за которое отвечает ваш командир. Командиры поднимите свои условные обозначения, члены групп займите свои места согласно вашему условному знаку.

Проект по окружающему 3 класс искомаемые нефть Проект по окружающему 3 класс искомаемые каменный уголь Проэкт полезные ископаемые 3 класс газ

Проект по окружающему 3 класс искомаемыежелезная руда Проект по окружающему 3 класс искомаемыеизвестнякПроэкт полезные ископаемые 3 классгранит

Проект по окружающему 3 класс искомаемыеглина

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

3.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

4. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная Руда)

5.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

6.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станемДа? – да! ( хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее не обойдешь (топают ногами),Ее не проплывешь (плывут),Ее не пролетишь (крылья),Надо напрямик.Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

– Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).

– Полезные ископаемые.

– А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение).

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!

– А какие другие полезные ископаемые вы знаете?

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА или ПРЕЗЕНТАЦИЯ

4. Самостоятельная работа.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проекту).

А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

– Молодцы!

5. Итог урока.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

– Как вы думаете, нужны люди с такой профессией как геологи?

Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

7. Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

– Спасибо за урок.

Домашнее задание. 

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.






See also:
Яндекс.Метрика