Урок природоведения окружающий мир в 3 классе


Урок природоведения в 3-м классе по теме:

«Природные сообщества. Экосистема».

Цели:

Обучающие:

сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.

Развивающие:

научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;

научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

развивать учебно-организационных уменийя: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.

формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок- исследование.

Преобладающий вид работы: беседа.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Вступление – приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается. Спасибо, я ценю честных людей!Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Постановка проблемного вопроса.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.

Предоставляются рабочие листы с объектами природы .(лес, болото, пустыня) Нужно подобрать подходящие, объекты природы для конкретной территории. данной территории( лево- правополушарный подход).

Вывод: объекты живой и неживой природы взаимосвязаны Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.

Тема урока: «Природные сообщества»

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка – болото, вода

Волк – лес, тайга, шерсть.

Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

Зебру и пингвина;

верблюда и лягушку;

жирафа и дельфина?

– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит?

Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Взаимоотношения делятся на три вида: «+», «–» и «0». Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.

приведите примеры– разных типов взаимоотношений («+»: забота о потомстве, проживание в стае; «–»: паразитизм, хищничество, уничтожение растений).

Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНОЗ- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.

Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.

Физпауза.

А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Посмотрим, что у вас получилось.

Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!

Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ. Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

IV. Этап закрепления знаний

а) Подведение итогов.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.

б) Самоконтроль.

– А теперь – поиграем:

Игра называется “Кто лишний”:

Проверим себя.

Наше исследование продолжается. Вспомните, как образно принято называть растения- кормильцами, производителями, продуцентами..

Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?

Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.

Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка.В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?

— Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания»

Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» — превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом, они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.

Приведите примеры- различные цепи питания.

V. Домашнее задание

И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и ,используя его, выберите одно задание.

1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ — луг, поле, болото, река.

VI. Рефлексия

– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

Больше всего мне понравилось …

Сегодня я понял (а), что думать …

Главным на уроке для меня было …

– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.

Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.

Ребята, о чём мы всегда должны помнить?

По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались «бездомными», потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.

Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?

Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц – вся красота Земли.

Настало время подвести итог нашего исследования. Можно считать одни объекты природы полезными, а другие – вредными? Почему?

Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?

Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?

— Какой можно сделать вывод из всего сказанного на уроке?

Расскажите, что вы делаете, чтобы повсюду жила красота природы?( рассказ о цветах, выращиваемых на пришкольном участке)

Ты – часть природных чудес,И для тебя темнеет лес,И речка светлая течет,И по весне сирень цветет.И надо постараться

С этим не прощаться.

Песня-подарок «Живёт повсюду красота».

Пусть красота живёт в ваших сердцах!

Я говорю вам -спасибо, но не прощаюсь на этом.

Резерв.

Игра «Зелёный крокодил». Один из ребят показывает пантомимой животное, учащиеся класса указывают, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.

Дополнительное задание:

Нарисовать животное, указать, к какому природному сообществу( экосистеме) оно относится.






See also:
Яндекс.Метрика