Урок пресс-конференция Глобальные проблемы человечества


Урок пресс-конференция «Глобальные проблемы человечества», география 11 класс.

Гаврилюк Ольга Владимировна

Учитель географии

МАОУ СОШ №38

Город Калининград

Цели урока:

Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция.

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2012.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Верно ли высказывание: «Если раньше наша планета могла погибнуть от природных явлений, сейчас — не только от войны, но и от мирных условий». (Варианты ответов учащихся).

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией и химическими веществами. О том, что это реальная угроза для всей Земли, многие люди не задумываются.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий. Проблема (от греческ. problema — задача) — сложный, теоретический или практический вопрос, требующий адекватной теории для своего решения.

Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных и от которых зависит выживание человечества на нашей планете. И сегодня мы будем говорить о сути глобальных проблем.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все не возможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П.Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос (проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся).

Учитель: Познакомившись с глобальными проблемами и уяснив их специфику, постарайтесь ответить на вопрос в конце урока, если сейчас затрудняетесь.

2. Изучение нового материала: Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Краткие тезисы выступлений учащихся:

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

В мире накоплен запас ядерного оружия, достаточный для многократного уничтожения жизни на Земле. До недавнего времени к числу ядерных держав относились шесть стран: США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Индия. Все эти страны заключили договор о нераспространении ядерного оружия, запрещающий передачу атомных технологий другим странам. Однако несколько стран ведут самостоятельные исследования и близки к созданию собственных образов ядерного оружия (Иран и КНДР). Это может привести к тому, что ядерное оружие будет применено странами, не осознающими всей опасности его применения и не ограниченными международными соглашениями. К овладению атомным оружием стремятся и международные террористические организации, для которых нет никаких моральных запретов.

2. Экологическая проблема.

Ухудшение качества среды обитания в результате хозяйственной деятельности человека может привести к вырождению и даже вымиранию человека. В некоторых странах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла угроза в виде изменения климата Земли, разрушения озонового слоя, теплового загрязнения атмосферы – парникового эффекта, учащения стихийных бедствий, опустынивания земель, сокращения площади лесов, ухудшения качества воздуха и пресной воды.

3. Демографическая проблема.

Рост населения стремительно увеличивает нагрузку на природу вообще и на природные ресурсы в частности. Большая доля этого прироста приходится на долю развивающихся стран, экономика которых не может обеспечить население самым необходимым. Это увеличивает отсталость этих стран, усиливает действие глобальных проблем истощения сырья и энергии.

4. Продовольственная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия. По данным ООН только 1/3 населения Земли обеспечена нормальным питанием. Почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов.50% населения Африки находится на пороге голода.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Эта проблема связана с очень быстрым ростом добычи ресурсов и их невосполнимостью, ограниченностью запасов. Существование цивилизации при отсутствии основных видов ресурсов и источников энергии выглядит проблематичным.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

3. Рефлексия:

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

2. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России?

3. На какой стадии царила гармония между обществом и природой?

4. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?

Домашнее задание: стр. 361-364. Творческое задание по одной из глобальных проблем, не затронутых на данном уроке.

Список литературы:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П.Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

4. Do.gendocs.rudocs

5. BestReferat.ruГлобальные проблемы

6. Рhilosophica.ruvolkov/20.htm






See also:
Яндекс.Метрика