Урок православной культуры на тему Уроки преподобного Сергия


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Валуйки Белгородской области

Методическая разработка

урока, посвящённого 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.

«Преподобный Сергий. Душа России»

«УРОКИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ПУТЬ К СВЯТОСТИ »

Урок православной культуры в 4 класс

Автор: Быкова Елена Васильевна,

учитель православной культуры

МОУ СОШ №1 города Валуйки

Белгородской области

г. Валуйки

2013г.

Тема:

«УРОКИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ПУТЬ К СВЯТОСТИ

“В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность”.

Павел Флоренский

Цели урока:

обучающие:

•исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской;

•формирование мышления;

развивающие: развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы;

воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Используемые материалы:

•мультимедийная презентация;

•аудио-материал о детстве Сергия;

•раздаточный материал (тексты жития Сергия Радонежского);

•карточки с пословицами;

•иллюстрации храмов Троице-Сергиевой Лавры.

План урока:

1.Организационный момент- 2 мин.

2.Сообщение темы и постановка учебной задачи.-2 мин

3.Актуализация знаний учащихся-3 мин

4.Первичное усвоение новых знаний-15 мин

5.Первичная проверка понимания изученного- 8 мин.

6.Первичное закрепление- 7 мин.

7.Подведение итогов урока-3 мин.

8. Рефлексия- 3мин.

9. Домашнее задание-2мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Сегодня у нас необычный урок. Урок, посвящённый 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. Мы постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают Сергия Радонежского великим деятелем России, почему мы считаем его учителем и устроителем России, какие уроки он преподаёт всем нам. Именно так звучит тема нашего урока.

Актуализация знаний учащихся.

Но начнём всё по порядку. Я приглашаю вас пройтись по жизненным ступеням преподобного.

Что означает « Преподобный»? (Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свей праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу).

Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью преподобного Сергия?

Житие преподобного Сергия — это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие нам не только увидеть и понять красоту иногда совсем не известных нам свойств души, открыть смысл и цель человеческой жизни.

Читая житие, мы проследим путь, а вернее, восхождение от отрока Варфоломея к преподобному Сергию, познакомимся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости.

Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня на уроке у меня будут помощники, которые заранее выбрали и подготовили рассказы к уроку.

Ученики. В верстах четырех – пяти от славного Ростова Великого, близ Варницкого монастыря, семьсот лет тому назад находилось маленькое селение, название которого не сохранилось. Это селение – родина великого светильника и угодника Божия Преподобного отца Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Родился Преподобный Сергий приблизительно в 1314 – 1322 году.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном.

Стефан учился хорошо, и Петруша маленький – брат шести лет тоже читал бойко. А для Варфоломея труд непомерный разобраться в грамоте, все сливалось – аз, буки, земли, веди… Сколько ночей бессонных провел отрок в слезах и молитве. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца отрока.

В поле встретил он старца в монашеских одеждах, через которого получил дар знания грамоты. Искренне рассказав старцу о скорби своей, он услышал в ответ:

От Бога тебе отрада –

Святыя просфоры часть;

Отверзи уста, о, чадо,

Дар благодатный ясть.

Твоя скорбь да исчезнет разом!

Мал кусочек – но дар велик

В сей частице – от Бога разум

К постиженью священных книг

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему, несмотря на прилежание и старания Варфоломея, так мало он успевал в учении? Дети отвечают.

Учитель. Да. Таков, ребята, Промысл Божий, чтобы будущий великий угодник и служитель Святой Троицы получил разум и научение не от людей, а от Духа Святого.

Ученик.

Инок ласково и строго сказал: «Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея.

Учитель.

Потом семья вынуждена была по причине разорения и различных бесчинств переехать из Ростова в Радонеж. Здесь строгие подвиги Варфоломея еще более усилились. Он стал питаться только хлебом и водою, а по средам и пятницам – вовсе не есть. Он много молился, иногда целыми ночами, просился в монастырь. Но он был послушным сыном и на просьбу отца с матерью не уходить в монастырь до их кончины дал согласие. Перед самою кончиною своею благочестивые его родители Кирилл и Мария приняли монашеский чин в Хотьковском монастыре, в четырех верстах от Радонежа.

Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. Они построили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Так было положено основание Троице-Сергиевой Лавре. . Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остается один.

Один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работает он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле.

Но в душе – счастье без меры, к чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу. Недалеко от пустыни жил игумен старец Митрофан. Он и постриг Варфоломея в монахи. И в монашестве получил Варфоломей имя Сергий. Так прожил он в одиночестве некоторое время.

Чтецы

Там, где шумел сосновый бор,

Где был когда-то лес дремучий,

Стоит наш Троицкий собор

В сиянье золота – могучий.

Он освящен во имя Бога,

Во имя Троицы Святой.

Доступна всем к нему дорога,

Богат для всех он добротой.

Учитель.

Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слух о его пустынничестве распространился всюду. И стали приходить к нему люди, прося взять к себе, спасаться вместе.

Ученик.

Отвечал он так «Братья мои, чего просите, не пойму. Лес – Господень. Я только батрак Его, смиренный инок. Коли люба вам Божия пустынь, оставайтесь с Богом”.

Учитель. С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. За первыми братиями пришли другие, жили тихо и сурово. Преподобный Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе.

Шли годы. Община жила под началом Сергия. Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, А он отказывался: «Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия: что угодно Богу. Святая воля Господа да будет!” По своей смиренность Сергий не хотел быть Игуменом, т.к. не хотел возвышаться над другими, работал со всеми одинаково. И здесь будет уместно начать разговор о его духовном росте и совершенствовании, которое выражалось в смирении страстей и гордости. Ещё древние подвижники духовного служения считали, что главным путём формирования праведной личности является смирение страстей и гордости. Не разовое или периодическое, а постоянное, непрерывное, на протяжении всей жизни. Этим путём шёл преподобный Сергий. Епифаний Премудрый – составитель первого жития Сергия – даёт следующий образ юного Варфоломея. Давайте его прочитаем.

Ученики (читают текст жития)

“Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались. Ни пива, ни мёда никогда не вкушал. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности”.

Учитель.

И стал Преподобный игуменом. Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще.

Сергий воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввёл его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились ученики Сергия. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. До этого в монастырях каждый жил и питался по своим средствам. По новому уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливым порядком. Преподобным Сергием и его прямыми учениками было основано 37 монастырей с общежительным уставам, введённым преподобным.

В то время, когда уже в течение века народ Руси был подавлен системой татаромонголов, Сергий Радонежский первым среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. В течение 40 лет Сергий настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной. Орда проводила политику разобщённости князей и народов Руси. А деятельность Сергия заключалось в объединении Родины. Святой одними из первых определил маленький провинциальный городок Москву – как столицу будущего могучего самостоятельного государства.

Сергий Радонежский был главным вдохновителем в подготовке великой Куликовской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал его как полководца великой битвы и победы. Как известно, по пути на встречу с мамаевым войском Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух и благословляя князя и всё войско на битву сказал:

“Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов”. А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: “Победиши враги твоя”.

Во время битвы русских воинов с Мамаем на Куликовом поле Преподобный Сергий собрал в церкви всю братию и возносил Господу молитву об успехе сражений, поминая при этом по имени каждого из павших.

Слаба была у русских надежда на свои силы, но пламенна была их молитва к Богу о помощи. И победоносное окончание неравного боя было свидетельством помощи Божией. И язычник Мамай, видя поражение своих полчищ, воскликнул: «Велик Бог христианский!”

Учитель.

Чем окончилась битва русских войск с татаро-монголами вам известно?

Многие чудеса происходили по молитвам преподобного, но он оставался скромным и смиренным икогда воскресил ребёнка, и когда по его молитвам забил чудотворный источник, и во многих других случаях. Земная слава ему была не важна.

Первичная проверка понимания изученного.

Давайте проанализируем путь к святости Сергия и сделаем вывод: чему он учит нас, какие уроки нам преподаёт.

Ученики под руководством учителя делают вывод:

Первый урок Преподобного — это урок смирения. Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу.

Второй урок — урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви.

Третий урок — урок терпения и верности выбранному пути. Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву, юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания — и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий.

Четвертый урок — урок необыкновенного трудолюбия. Он вместе с братом Стефана срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки.

Пятый урок — урок безупречной скромности. Первый по чести, по внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. В период нестроений в монастыре Преподобный не оспаривал своего права на игуменство.. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мертвых, происшедшим по его молитвам. Вот так действовал в нем дух Христов.

Шестой урок — урок любви к своему Отечеству. История России хранит память о великом благословении Преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Сила молитвы аввы Сергия переносила его на поле битвы, ему открывалась картина битвы, имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Все перечисленные выше добродетели увенчали подвижника богатыми духовными плодами; они явились воплощением евангельских заповедей Блаженств, что составляет суть учения Христа Спасителя и свидетельствуют о святости Радонежского подвижника, о егоПреподобии, т.е. подобии Богу в высшей степени.

Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 5/18 июля и 25 сентября/8 октября.

Первичное закрепление.

Работа индивидуальная.

Дети получают карточки с пословицами. Надо привести пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

2. Жить – Богу служить.

3. Послушание паче поста и молитвы.

4. Умный смиряется — глупый надувается.

5. С молитвой в устах, с работою в руках.

Подведение итогов урока.

Какие же уроки преподаёт нам Преподобный Сергий Радонежский, чему учит нас своим примером?

-урок смирения

-урок послушания

-урок терпения и верности

— урок трудолюбия

-урок скромности

-урок любви к Отечеству

Информация о домашнем задании.

Напишите эссэ на тему «Уроки преподобного Сергия Радонежского»

Список литературы:

1.Житие Сергия Радонежского.

www.litra,ru/fullworks/get/woid/00033601189522382784/

2 Православный журнал для детей и юношества «Божий мир»

№2, 2002,стр 24

3.Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

рубрика «Православные монастыри».

4.Борисов Н. Б. Сергий Радонежский, Изд. Молодая гвардия 2009г.

5.http ://www.svetoch-opk.ru

Приложение 1

Житие Сергия Радонежского ( краткое содержание книги).

Приложение 2

Карточки с пословицами.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

2. Жить – Богу служить.

3. Послушание паче поста и молитвы.

4. Умный смиряется — глупый надувается.

5. С молитвой в устах, с работою в руках.

Приложение 3






See also:
Яндекс.Метрика