Урок Почвы и их разнообразие 8 класс


Тема урока: Почвы и их разнообразие

Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».

Базовый учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. — М.: Дрофа, 2011.

Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.

Цель: Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв в природе и жизни людей.

Задачи:

1. Обучающие:

— познакомить с особенностями почвообразовательного процесса; — изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;

— показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.

2. Развивающие: 2. Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия: Почвенная карта России, мультимедийный комплект, презентация, атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.

Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.

Структура и ход урока

Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.

Наши помощники — тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

1. Стадия вызова.

— Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?

( Ребята высказывают мнения)

— …

— Это почва!

— Правильно

Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).

Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна — городскому. Мать – земля!

1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)

Запишите все что вы знаете в таблицу «з, ху, у» в 1 колонку

Запишите таблицу «З–Х–У» в тетрадь:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете о почве .

почва

растения

животные

климат

материнская порода

человек

— Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?

Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните 2 графу таблицы , а потом озвучте их Вопросы записываются на доске.

И так мы определили основную цель нашего урока ответить на эти вопросы

.2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт»

» V » – уже знал

» + » — новая информация

» ̶ » – думал иначе

» ? » – не понял, есть вопросы

Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа с образцами почв.

1. Определение почвы (лабораторная работа)

1) Работа с образцами почв.

Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”) слайд 2

Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)

Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

Важнейшим свойством почвы является плодородие.

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.

3) Работа с образцами почв.

Определите, какой образец является самым плодородным?

Как вы догадались? (черный цвет)

Плодородие.

Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).

Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.

Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.

Плодородие

Растения-индикаторы

Высокое

Среднее

Низкое

Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

На нашей почве мы можем встретить такие растения как:

Презентация слайд 3-6

Какая у нас почва по плодородию?

Образование почвы. Просмотр презентации

.

1.Как образуется почва? Слайд 3

2. Вклад Ломоносова и Докучаева (слайд 4-5 )

Что узнали нового ….? Инсерт

________________________________________________________

Свойства почвы

Практическая работа. 1 задание

Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.

Заполнить схему Механический состав — это

? ? ? ?

? ?

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура

Состав почвы

не скатывается

песчаная

легкая

скатывается, но не сворачивается

супесчаная

легкая

скатывается, сворачивается и трескается

суглинистая

тяжелые

Скатывается, сворачивается и не трескается

глинистая

тяжелые

. Практическая работа 2 задание

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.

Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?

.

Заполнить схему

Структура почвы — это

? ?

? ?

По структуре выделяют два типа почв:

Структурные

Бесструктурные

Хорошо разрыхленные,

комковатые, много пор.

уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,

пор нет

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

На основе полученной информации составим кластер т.е приведем добытые нами знания в порядок

Почва основные свойства плодородие

Механический состав структура

глинистые песчаные структурные бесструктурные

суглинистые супесчаные комковатая пылеватая

тяжелые легкие плодородная малоплодородная

Учитель: мы с вами построили кластер. Чем полезна эта наша с вами схема?

Учащиеся: кластер позволил привести в соответствие наши списки. Установить связь между компонентами почвы

Учитель: вы считаете, в нашей схеме все отражено или можно что-то добавить? Если можно или нужно, то что?

Учащиеся: в нашей схеме отображена не вся информация.

Учитель: хорошо, я с вами полностью согласна.

Для этого поработайте с текстом на стр. 95-97 промаркируйте текст «Инсерт»

Что нового узнали и т.д Дополните наш кластер

Просмотр презентации слайд 14,15, 16,17

Рефлексия

Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, а сейчас попробуем написать стихи посвященные почве СИНКВЕЙН слайд 18

Тест слайд 19-23

Оцените свою активность

Домашнее задание:

параграф 15 вопросы к параграфу заполнить 3 колонку таблицы «Что вы узнали» о почвах






See also:
Яндекс.Метрика