Урок по учебному курсу Основы светской этике 5 класс Тема Стыд вина и извинение


5 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Задачи:

1. Сформировать важнейшие нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия: Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты:

Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от «ложного стыда».

Уважительное отношение к окружающим.

План урока:

Психологический настрой.

Введение в тему.

Работа по тексту.

Получение новой информации

Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

Вывод: работа по схеме.

Физминутка.

Закрепление новой информации.

Практикум-игра «Корзина ситуаций».

Работа с пословицами.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока:

Психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! – солнцу и птицам.

— Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

Создадим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу.

Введение в тему.

Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы). Приложение 1

— Какое чувство испытывает сын к отцу? (чувство стыда)

— Что стало причиной этого чувства? (Ответы детей)

— Какая тема сегодняшнего урока? (На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.) Приложение 2. Слайд 1

-Что может вызвать у человека чувство стыда? (Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.)

— Что бы вы хотели узнать по данной теме?

3. Работа по тексту. Слайд 2

Чтение рассказа «Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинский

«Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит…»

— Как вы думаете, как поступила Лида?

— Как бы поступили вы?

— А теперь давайте узнаем, чем закончился рассказ:

«— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида»

— Ребята, почему Лиде было стыдно перед соловушкой? (варианты ответов)

— Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой.

4. Получение новой информации Слайд 3

1) Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

— Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

Что выражает взгляд матери? (Грусть).

— Что выражает взгляд сестры? (Осуждающим взглядом смотрит сестра)

— Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом)

— Кто является главным героем? (Мальчик)

— Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду).

— Как вы думаете, почему? (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки).

— Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски).

— Как вы думаете, что мальчик должен сделать? (извиниться)

Испытывали ли вы похожие чувства, при каких ситуациях? (Ответы детей).

2) Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

Продолжите фразу «Стыд — это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). Один участник группы зачитывает свои определения

Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд с.44? Слайд 4

— А что такое «ложный стыд»? (Работа по учебнику с.44 абзац 4)

— Какое чувство человек испытывает, когда ему стало стыдно за свой поступок? (Чувство вины). Вина – что это? (Работа по учебнику с.45) Слайд 5

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел)

3) Вывод: работа по схеме. (Дети записывают в тетрадь) Слайд 6

Стыд ответственность перед людьми. Слайд 7

— Вина— ответственность перед собой.

— После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

— Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

— Когда человек извиняется, наступает прощение.

5. Физминутка

Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

6. Закрепление новой информации.

— Существует 5 шагов к правильному извинению. Поработайте в группе и найдите один шаг к извинению. (Учитель заслушивает высказывание групп и делает вывод) Слайд 8

Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться.

Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.

говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

Будьте искренними.

Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

7. Практикум-игра «Корзина ситуаций». Слайд 9

Группы получают из «корзины» ситуации и разбирают их.

1 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.

2 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

3 ситуация. Марина опоздала на урок.

4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

8. Работа с пословицами.

— Закончи пословицы. Какую пословицу вы выберете эпиграфом к сегодняшнему уроку? Объясните почему: Слайд 10

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

-Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед  самим  собой.

-Когда человек краснеет, начинается его более благородное я.

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

— Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока. Каким образом сын попросил прощение у отца?

9. Рефлексия. Слайд 11

Закончите фразу: «Сегодняшнее занятие научило меня …».

— Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени дубрав!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех — простивший прав!

Учитель первый берет за руку ученика. Тот другого и так далее по цепочке.

10. Домашнее задание на выбор: Слайд 12

1. Написать мини-эссе на тему

«От стыда не спрячешься».

2. Подобрать высказывание, пословицы и поговорки по теме






See also:
Яндекс.Метрика