Урок по темеСказки Корнея Ивановича Чуковского


Тема: Сказки Корнея Ивановича Чуковского

Цели урока:

Учить детей выразительному чтению по ролям на примере сказки К. Чуковского «Айболит».

Развивать умения работать с текстом: учить выделять слова автора и действующих лиц, отрабатывать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач.

Воспитывать интерес к творчеству К.И.Чуковского.

Ход урока:1этап: Организационный момент.Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из воротПонимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.Подарите улыбки друг другу…

– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения.

Дыхательная гимнастика

а) дыхание грудью – рука на животе:

медленный вдох – медленный выдох;

быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;

вдох по частям – выдох по частям;

медленный вдох – быстрый выдох;

вдох через нос – выдох через рот;

глубокий вдох – выдох “выстрел”.

б) дыхание животом – рука на груди:

глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;

А – для снятия физической и умственной усталости;

О – гармония, равновесие;

У – эмоциональное и психическое равновесие;

И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;

в) чтение на выдохе согласных:

2 этап: Актуализация опорных знаний

— Ребята, а вы любите сказки?

— Почему вы любите читать и слушать сказки?

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку» и проверить,

насколько внимательно вы слушаете и читаете сказки.

Дети прослушивают отрывок из произведения – называют сказку – открывается иллюстрация к сказке и название сказки

— Молодцы! Вы правильно назвали все сказки. Скажите, что объединяет все эти сказки?

(Все эти сказки написал один человек – Корней Чуковский)

2.1 Беседа о писателе К.Чуковском

— Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства. Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

1 апреля 2010 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 128 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вот какое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов:

Нам жалко дедушку Корнея:В сравненье с нами он отстал,Поскольку в детстве «Бармалея«И «Крокодила» не читал,Не восхищался «Телефоном»,И в «Тараканище» не вник.Как вырос он таким ученым,Не зная самых главных книг?

— Действительно, трудно представить, что когда-то этих «самых главных книг» не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла его первая книга для детей, он писал в предисловии: «Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно. Долгое время мне в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. Своей единственной профессией я считал литературную критику».

— А как же сказки? А сказки зародились случайно.

— Первым появился «Крокодил». Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил,Папиросы курил,По-турецки говорил —Крокодил, Крокодил Крокодилович

— А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет… попробуйте догадаться какая сказка? ( “Федорино горе”).

3 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

— Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского нравится вам больше?

(Айболит)

— Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит.

-Кто может доказать, что Чуковский написал сказку?

(Наличие сказочного сюжета, фантастических героев и событий, положительные и отрицательные герои, торжество добра над злом)

— Помните ли вы начало сказки? Расскажите.

(Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!)

— Чем закончилась сказка?

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных.

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать и баловаться,

Лимпопо!

И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются —

Так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идёт Гиппопотам.

Он идёт от Занзибара.

Он идёт к Килиманджаро —

И кричит он, и поёт он:

«Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

— Чем написанный текст сказки отличается от инсценирования на сцене?

— Кто нужен для того, чтобы театр ожил?

(Артисты, режиссер)

— Что ещё необходимо для постановки спектакля?

(декорации)

— Ребята, вы хорошо поработали, можно и отдохнуть.

4 этап Физкультурная минутка

5 этап: Первичное чтение (усвоение новых знаний)

Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Айболит» (с.24-25). Представьте, что мы — режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа?

(Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова).

(Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверят)

Слова Айболита

Интонация

— Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

С тревогой в голосе

— Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу!

С уверенностью в голосе

-Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?

Выразить удивление, вопрос, озабоченность

-Я дальше идти не могу…»

Обречённо, устало

— Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

С надеждой

С какой интонацией нужно читать слова зверят? (Просительно, жалобно)

(Упражнение в хоровом чтении)

6 этап: Проверка понимания учащимися нового материала

(Выразительное чтение по ролям отрывка из сказки К.Чуковского)

7 этап: Закрепление знаний

— Что необходимо соблюдать при чтении роли?

— Кого мы можем назвать хорошим актёром?

(Того, кто правильно и выразительно читает свои реплики)

— Давайте выберем лучшего чтеца сказки «Айболит»

— Что бы ты посоветовал своим одноклассникам делать, чтобы добиться такого же выразительного чтения, как у тебя?

8 этап: Рефлексия

(Слайд )

– Закончите предложения:Я сегодня узнал …Я научился …Мне было …Я рад …

(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)






See also:
Яндекс.Метрика