урок по темеСанкт- Петербург вторая столица России


Тема: Санкт-Петербург – «вторая столица» России?

Цель урока: создать образ крупнейших городов России Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи: 1.формировать представление об уникальных особенностях географического положения Москвы и Санкт-Петербурга, природных условиях, особенностях влияния крупнейших

городов на экономическую жизнь страны.

2. развивать географическое мышление, речевую активность, умения самостоятельно добывать знания из различных источников, отстаивать свою точку зрения, конспектировать, развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

3. воспитывать патриотизм, культуру общения среди учащихся; формировать чувство ответственности за принятие решения.

Оборудование: политико-административная карта России, презентация, стойки-барьеры, листы-бюллетени, школьные атласы, мультимедиа, компьютер.

Тип урока: урок формирования знаний

Форма проведения: деловая игра «Парламентские дебаты»

Ход урока

I Организационный

Презентация:http://yadi.sk/d/TWWopbuA3_Fug

Учитель: Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас в школу юных политиков на заседание Государственной думы, которое с вашего позволения буду вести я, Гладько В.А.учитель географии МКОУ Валентиновская оош. Взрослые политики работают в Госдуме РФ и представляют различные партии России, а в сегодняшнем заседании будете участвовать вы, ученики 9 класса – будущее России.

II Мотивация учебной деятельности

Учитель: Тема нашего заседания «Выбираем столицу России».

Вопрос может показаться странным, ведь всем известно – столица России Москва. Но дело в том, что вопрос о переносе столицы неоднократно поднимался в правительстве, обсуждался в Государственной Думе. Претендентов на звание столицы нашего государства много, в разное время роль столицы выполняли различные города. Знаете ли вы их?

(Новгород, Владимир, Суздаль.)

Учитель: На роль третьей столицы уже претендуют Казань и Нижний Новгород. А какой город тогда называют второй столицей России?

(Москва и С-П)

Учитель: Наверное, не раскрою вам секрет, сопоставление двух городов Москвы и Санкт-Петербурга — тема давнего соперничества. Итак, Москва или Санкт-Петербург? (слайд №4) Русская пословица гласит: «Новгород- отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова». Я думаю, что и у вас есть своё мнение по поводу этого вопроса, поэтому предлагаю определиться, за какой город вы сегодня будете выступать. Вы видите карточки с названиями городов, соответственно синий – символ приморского положения, порт — С-П, красный-сердце России – Москва. Пожалуйста, займите свои места, согласно вашего выбора. Вот теперь я вижу, что здесь присутствуют представители разных партий. Правила работы во время заседания просты: ваше выступление должно быть грамотным, лаконичным. Придерживаемся регламента. Выступление 3 минуты. По окончании оппоненты пожимают друг другу руки. В течение всего заседания вы делаете пометки в бюллетенях, которые лежат у вас на столе, чтобы в конце урока принять решение по вопросу заседания. На одной стороне листа стоит ! знак, на другой ? знак. Относительно каждого города записываете возникшие вопросы и понравившиеся доводы участников дебатов. А атласы и учебники помогут найти необходимую информацию по вопросу.

III Работа с новым материалом

Учитель: Итак, я предлагаю заседание Госдумы в школе юных политиков считать открытым. Как известно, без прошлого нет будущего. Давайте вспомним, с чего всё начиналось? Когда и при каких обстоятельствах Москва и С-П получили статус столицы государства?. И я вызываю к трибуне представителей фракций, желающих поспорить. А начать предлагаю с Москвы, действующей столицы.

Традиционное рукопожатие. Выступление учащихся.

Учитель: Вывод. Итак, мы выяснили, что место для строительства и Москвы и С-П выбиралось не случайно, а очень основательно. Москва — стратегически безопасно в центре страны, а С-П на берегу Балтийского моря. Пётр I прорубил окно в Европу. Спасибо представителям фракций. Согласитесь, что центральное и приморское положение городов, это уже разговор о ФГП. Выскажитесь по этому вопросу.

Какой город занимает более выгодное положение?

По аналогии начнём с Москвы.

Выступление детей о Москве.

ЦОР «Москва — столица России» Презентация о Москве

Учитель: А вот что о ГП С-П иронично заметил французский энциклопедист Д.Дидро

« Чрезвычайно нецелесообразно помещать сердце на кончике пальцев». Почему он так сказал? Что вы можете возразить на это?

Выступление детей. О С-П

Презентация о С-Петербурге

Россия это не просто страна, это «страна стран», большое «семейство районов». Как в каждой семье, здесь есть старшие и младшие, большие и маленькие. Сегодня мы поговорим о Северо-Западном районе, о его главном городе, городе-легенде его называют — Вторая столица России, «Пальмира Севера», «Северная Венеция».

Нам предстоит вспомнить историю развития района, древних городов, так как история объясняет их современное развитие, выяснить значение Санкт — Петербурга для страны и мира, показать хозяйственную и культурную ценность этого необыкновенного города.

Начало 18 века ознаменовалось важным событием в жизни россиян. В 1703 году основан Петербург Петром 1, ставший столицей России и окном в Европу.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Город основан Петром I в устье Невы. Торговые пути из России на северо-запад широко использовались ещё со времён Киевской Руси, когда на этих путях сложились торговые города Псков и Новгород. Однако после «смутного времени» в начале17 века выход в море был заблокирован шведами, и потребовалась война с ними, чтобы вернуть его России. Основание в 1703 году Санкт-Петербурга знаменовало поворот России «лицом к Европе», поэтому столица была перенесена в город, наиболее удобно расположенный именно для связей с Европой, (а не с Россией)».

Созданный Петром I как «Окно в Европу», Санкт-Петербург действительно выполнял функции «транслятора» европейских нововведений. Город с самого начала был «русско-западноевропейским» городом. Это проявилось и в составе его многонационального населения, и в архитектуре, и в культурной жизни, и в попытках императорской власти внедрять западные нововведения в российскую жизнь.

Расположенный в весьма слабозаселённой и почти неосвоенной местности, он «сам создавал себе» удобное географическое положение. Ещё в петровские времена была построена вышневолоцкая система каналов, связывающая реку Тверца (приток реки Волга) с рекой Мстой, (впадающей в озеро Ильмень), по которой Санкт – Петербург снабжался всем необходимым. В начале 19 века была построена Мариинская система каналов, обеспечившая выход к Белому морю. В 1960 годы здесь был построен Волго-Балтийский канал.

Город строился и развивался. Европейские новинки (хозяйственные, научные, культурные и даже политические) появлялись сначала в столице, обкатывались там, приспосабливались к российским реалиям, а затем уже распространялись по России. Санкт-Петербург 18-19 веков по своему архитектурному облику и стилю жизни был не чисто российский, а в значительной степени западноевропейский город.

«Сам город весь из спокойных, прямых линий, из твёрдого, устойчивого камня, чёткий строгий и царственный. Почти у подножия Исаакия (Исаакиевский собор) на площади, с двух сторон замкнутых спокойными, строгими и величественными строениями адмиралтейства, Синода и Сената, омываемой царственной Невой, стоит Памятник Петру1, поставленный ему Екатериной 2. Памятник известен под названием Медный всадник».

Дельта Невы – это десятки островов, разделённых протоками, каналами, Невой, Невками, Мойкой. Острова соединены прекрасными мостами. Аничков мост украшен великолепными скульптурами вздыбленных лошадей. Санкт – Петербург, созданный волевым решением Петра, развивался почти в «экономической пустыне»: его пригороды – это, в основном дворцово-парковые ансамбли (Петергоф, Пушкин, Ломоносов, Царское Село, Павловск). Их создавали как загородные резиденции императоров, они должны были внушать иностранцам и россиянам почтение к столь богатой стране, ошеломлять посетителей своей роскошью.

Чтение стихотворения А.Ахматовой «Летний сад»

Созданный «по европейским образцам», собравший цвет европейского искусства (хранящийся в его музеях, воплощенный в постройках, во всем облике города), Санкт – Петербург символизирует европейский вектор развития России.

Двести лет Санкт – Петербург был столицей. Перенос столицы в Москву отрицательно повлиял на развитие города. Тем не менее, он оставался и остаётся теперь второй столицей нашей страны.

Учитель: Вывод. Каждый из вас убедительно доказал, что и Москва и С-П имеют замечательное выгодное ГП. Одному помогла природа, я говорю о С-П., а у другого все недостатки исправили сами люди. Вам спасибо, вы нашли достойные аргументы для подтверждения своих слов. Но нам придётся подойти к решению вопроса с другой стороны. Давайте определимся, что такое столица?

Ответы детей

Учитель: Это главный город страны – это лицо страны, здесь находится наше правительство. Очень часто сюда приезжают главы других государств. И от того, что они увидят в главном городе страны, будет складываться их впечатление обо всей стране в целом. И сейчас я предлагаю вам выступить в роли экскурсоводов, и за 5 минут познакомить иностранцев с нашей страной через исторические, культурные, научные ценности претендентов на столицу. Кто из вас возьмёт на себя такую ответственную роль?

Учитель: Вывод. После виртуальной экскурсии вместе с вами не остаётся никаких сомнений в том, что С-П достоин быть столицей современной России. Спасибо, вы очень хорошо справились со своей задачей. Согласитесь, каждый из ребят старался показать самые значимые места своего города. И сейчас я предлагаю вам, подобрать достойный (аналогичный) ответ на вопрос соперника, участвуя в игре «А что у вас?»

Учитель: Порой столица выполняет основную экономическую функцию, является промышленным центром. Давайте рассмотрим и с этой точки зрения главных претендентов на столицу. Может кто-то из оппонентов найдёт последний аргумент в пользу своего города. Есть желающие? Прошу!

Выступления детей.

Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Ну что ж! Для начинающих политиков вы хорошо умеете формулировать свою мысль и выбирать главное. В этом мы все сейчас убедились. Действительно, у каждого города своя роль в экономике страны, а вместе они делают её ещё крепче. Проблема, которую мы пытались сегодня разрешить, волновала в разное время не только политиков,

но и поэтов. Помните у Пушкина в «Медном всаднике»:

В гранит оделася Нева, Как люблю, как люблю глядеть я

Мосты повисли над водами: на закованные берега

Темно-зелеными садами на балконы, куда столетья

Ее покрылись острова, не ступала ничья нога

И перед младшею столицей и воистину ты – столица..

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Наше заседание юных политиков подходит к концу. Мы услышали мнение выступивших ребят. Пора принимать окончательное решение по вопросу нашего заседания.

Итак, Москва или С-П станет столицей будущей России?

Просмотрите свои записи в бюллетенях ещё раз, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, чем руководствуется взрослый политик в решении проблем целого государства. Не бойтесь того, что ваше первоначальное мнение изменится. Только думающий человек может принять правильное решение на благо государства, народа. Запишите его на своих бюллетенях после слов «Я принимаю решение:» Я предполагаю, что кто-то остался верен прежнему выбору, кто-то изменил мнение, но есть наверное и такие, кто целиком пересмотрел свои взгляды на проблему выбора столицы в настоящий момент. Если ваше решение изменилось, вы можете занять место в соответствующем ряду. А теперь, пожалуйста, озвучьте свое решение, комментируя его. Прослушать все 3 варианта и по каждому проголосовать. Принять решение. Будущее России выбирает…. (Предполагаемый ответ: С-П достоен носить звание столицы, но сейчас не время переносить её из Москвы (кризис)

А сейчас я попрошу сдать ваши бюллетени. Вопросы, которые вы записали в них, послужат планом работы на следующем уроке.

V. Домашнее задание – предлагаю 3 варианта заданий на выбор.

1)Подобрать высказывания известных политиков, писателей по вопросу столицы России в качестве подтверждения правильности вашего решения.

.2) Составить вопросы анкеты по теме сегодняшнего заседания и провести анкетирование друзей

3) Предложить тему следующего заседания школы юных политиков.






See also:
Яндекс.Метрика