Урок по теме Разнообразие пироды нашей Родины


Обобщающий урок по теме «Разнообразие природы нашей Родины».

Цель:

Закрепить знания о причинах изменения природы с севера на юг.

Учить находить взаимные связи между природными условиями и хозяйственной деятельностью людей.

Подчеркнуть разнообразие, богатство и красоту природы нашей Родины.

Оборудование:

Карты природы зон и физическая карта России, картины (по одной для каждой зоны), гербарные листы наиболее типичных растений, рисунки животных.

I. Письменный опрос методом безмашинного программирования.

Вопросы:

1. В какой природной полосе произрастает карликовая березка (джузгун)?

а)В полосе лесов

б)В полосе пустынь

в)В полосе тундры

1. Почему в тундре (в степях) не растут леса?

а)Очень влажно

б)Очень сухо

в)Очень холодно

3.В какой полосе живет сайгак (песец)?

а)В лесной

б)В пустынной

в)В тундровой

4.Где выращивают чай (хлопчатник)?

а)На Черноморском побережье Кавказа

б)В полосе пустынь

в)В полосе лесов

5.В какой полосе разводят оленей (верблюдов)?

а)В лесной

б)В тундровой

в)В полосе пустынь

I вариант.

1 -в

2-в

З-б

4-а

5-6

II вариант.

1-6

2-6

3-в

4-6

5-в

Собрать листочки. Обобщение по теме.

II.Вывесить (в беспорядке) картины (слайды) природных зон с закрытыми подписями.

Назовите изображенные на них зоны. Расположите их в таком порядке, в котором они следуют друг за другом в направлении с Юга на Север.

По какому плану изучается природная полоса?

Почему характеристику природной полосы мы начинаем с погоды? Почему, прежде чем описать животных, рассказываем о растениях?

Докажите зависимость животных от растений.

III.Фронтальный опрос.

Сравните погоду летом в тундре и в пустыне. Объясните различия.

Сравните лето в пустыне и на Черноморском побережье Кавказа. Чем объяснить различия?

В какой полосе самое жаркое лето? Самое холодное?

Где полноводнее реки — в полосе лесов или в полосе степей? Почему?

Почему в полосе пустынь нет своих рек?

Когда разливаются реки у нас и на Черноморском побережье Кавказа? В чем их различие?

Почему в пустынях растительность не сплошь покрывает почву?

IV.Рассказы — загадки:

1.«Январь месяц. 12 часов. Солнце открыто за горизонтом. Снежную равнинуосвещает лишь пустынный свет звезд. Местность кажется безжизненной».

К какой природной полосе относится рассказ? (тундра)

2.«Только что кончился буран, свирепствовавший 4 дня. Мы стояли на небольшомвозвышении. Вокруг расстилалась безбрежная равнина с застывшими снежнымиволнами. Ярко светило солнце, но было морозно. Все живое куда-то спряталось. Вглубоких норах крепко спит суслик, похрапывает хомяк»

Где наблюдается такая картина? (степь)

3.«Солнце нещадно палит. Все раскалено. О металлические предметы можнообжечься. Нигде нет тени. Редкие кустики колючих кустарников, да горькие полыни -вот и все растения, что бросаются в глаза…»

О какой природной зоне рассказ?

(пустыня)

V.Вопросы для выявления причин изменения природы с севера на юг, роли тепла ивлаги.

Почему в направлении севера на юг природа изменяется?

Как изменяется количество тепла в южном направлении?

Почему бедна растительность в тундре?

Сравните природу нашего края с природой степей.

Где разнообразнее растительность?

Где много тепла и много влаги?

Отчего зависит богатство и разнообразие природы?

Связь с трудом людей

В каких зонах наиболее благоприятные условия для земледелия?

В каких неблагоприятные? Почему?

Чем занимаются в тундре?

Почему в тундре не выращивают хлеба?

А где их выращивают?

Почему в нашем крае не возделывают хлопчатник, чай?

Где же их культивируют?

Где разводят верблюдов? Овец? Крупный рогатый скот?

Как люди борются с избытком влаги на болотах?

Как преодолевают недостаток влаги в пустынях?

Как борются с засухой в степях?

V. Связь с родным краем. Краеведение.

В какой природной полосе мы живем?

Найдите и покажите ее на карте. Каким цветом она обозначена?

Что можно сказать о размерах лесной полосы, по сравнению со всеми остальными?

(слайд)

Учитель:

— С детства в нашу жизнь входит лес. Мы не можем обойтись без его манящей природы и чистого лесного воздуха.

Человек издавна называет лес «зеленым другом». Он обогревает нас, кормит, лечит. Знаете ли вы, что Россия самая богатая лесом страна в мире, примерно 1/3 всех лесов земного шара принадлежит Российской Федерации.

Лес — наше национальное богатство, наше «зеленое золото». Мы все любим лес, любуемся его красотой.

Значение леса в нашей жизни огромно. Ценность леса — не только в его красоте и

необходимости его для здоровья человека.

Знаете ли вы, что дает нам лес? Как человек использует его?

— Ответы учащихся

VI. Итоги урока. Обобщение.

Велика наша Родина. Много в ней рек, озер и лесов, неисчислимы ее подземные богатства. Нои расходы богатств тоже очень велики. С каждым годом растут, потому что непрерывно увеличивается потребление хлеба, мяса, одежды и обуви, растет строительство жилищ, выпуск машин. Чтобы всего хватило на всех людей, которые живут теперь, и будут жить после нас, нужно по- хозяйски расходовать полезные ископаемые, беречь лес, оберегать почву от размыва, охранять животных. Нужно, чтобы о природе заботился каждый гражданин страны.

VII. Домашнее задание.






See also:
Яндекс.Метрика