Урок по теме Птицы зимой


Рыбновская средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый урок по предмету «окружающий мир».

4 класс 3 четверть.

Тема: «Птицы зимой».

Учитель Сташкевич О.М.

2008 – 2009 уч. год.

Цель:

Систематизировать и обогатить знания детей об особенностях жизни птиц в зимний период.

Формирование бережного и заботливого отношения к птицам.

Задачи:

Познакомить с разнообразием зимующих птиц нашего края.

Учить бережно относится к птицам.

Изучить приспособленность птиц к добыванию пищи и защите от суровых природных условий.

Развитие познавательного интереса к природе в целом.

Развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей.

Развивать личностные качества (доброту, ответственность).

Оборудование:

Рисунки с изображением зимующих птиц.

Запись песен «Кто такие птички», «Голоса птиц».

Проектор, экран.

Три планшета с прозрачными кармашками — «домики».

Тест «Птицы зимой» (на каждого учащегося).

Карточки для задания «Найди лишнее».

Карточки для задания «Найди соответствие».

Силуэты птичьих клювов (воробей, клёст, дятел).

1.Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся настроится на работу и прочитать стихотворение:

Давайте будем дружить друг с другом

Как птица – с небом, как поле с плугом,

Как ветер – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

2. Повторение. Что мы знаем о птицах.

Звучит песня «Кто такие птицы».

1-й куплет песни (птицы те, которые летают).

— Кого считают птицами? Что они умеют делать? (Птицы умеют летать.)

— А кто ещё умеет летать? (Бабочки, стрекозы и др.)

— В нашем воображении птицы всегда связаны с полётом, а страусы и пингвины не могут летать, но ведь они тоже птицы. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? (Умение летать не главная особенность птиц.)

2-й куплет песни (птицы те, которые поют).

— Согласны, что все, кто поют — птицы? (Нет!). «Поют» и дельфины, и касатки. А у многих птиц нет голоса. Например, мы не сможем услышать пение павлина или аиста. Можем ли мы утверждать, что умение петь — главная особенность птиц? (Умение петь на главная особенность птиц.)

3-й куплет песни (птицы вьют гнёзда).

-Что скажите, согласны? (Да!). Но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а ещё «вьют» гнёзда некоторые рыбы, делают гнездо осы. Можем ли мы утверждать, что умение вить гнёзда — главная особенность птиц? (Умение вить гнёзда – не главная особенность птиц.)

4-й куплет (птицы несут яички).

— Согласны? (Да, все птицы несут яйца!) Но откладывают яйца и пресмыкающиеся: крокодилы, черепахи, змеи.) Можем ли мы утверждать, что умение откладывать яйца — главная особенность птиц? (Умение откладывать яйца – не главная особенность птиц.)

— Так что же объединяет всех птиц помимо того, что все они умеют делать? Все они имеют схожее строение тела. И ещё, вспомните определение: птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

3. Объявление темы. Постановка учебной задачи.

-Итак, мы вспомнили, кто такие птицы. Птиц на свете так много, что мы не сможем поговорить о всех. А вот о каких птицах мы поведём речь сегодня на уроке вы узнаете, отгадав кроссворд. Внимание на экран!

(На экране появляется презентация кроссворда. Ключевое слово – снегирь. Дети читают загадки, отгадывают названия птиц: сорока, синица,дятел,грач,свиристели, воробей, гусь).

-Посмотрите на ключевое слово и подумайте, о каких птицах мы будем сегодня говорить. (Ответы учащихся).

-Да, мы поговорим сегодня о птицах, которые зимуют рядом с нами. Это разные птицы и по окрасу, и по размеру, но всех их объединяет одно: желание согреться и найти себе корм в это суровое время года. Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих птиц. И они прилетают к нам, людям, в надежде, что мы им поможем.

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода. (Е. Благинина).

Я думаю, что мы с вами не откажем птицам в этой помощи. Итак, тема нашего урока — «Птицы зимой».

3. Задание «Найди лишнее». Взаимопроверка.

-Назовите, каких птиц вы знаете из тех, которые проводят зиму рядом с нами. (Ответы детей.)

— Правильно, это воробьи, синицы, вороны, галки, снегири, свиристели, щеглы,сойки, поползни, сороки, дятлы, голуби. И даже совы могут поселиться зимой поближе к человеку.

— Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах и определите, какие из этих птиц лишние и почему?

1-я карточка: ворона, сорока, дрофа.

2-я карточка: воробей, галка, пингвин.

3-я карточка: синица,страус, голубь.

4-я карточка: попугай, дятел, сова.

5-я карточка: чечётка, ворона, скворец.

6-я карточка: ласточка, дятел, галка,

7-я карточка: снегирь, клёст, индюк.

8-я карточка: поползень, свиристель, колибри.

9-я карточка: павлин, синица, сорока.

— Поменяйтесь карточками друг с другом и посмотрите, верно ли ребята выполнили задание.

4. Места обитания птиц.

-Давайте «расселим» птиц по местам их обитания. Перед вами три «домика», Выходите к доске, выбирайте название любой птицы и селите её в соответствующий «домик».

1.Крыши домов, чердаки: воробей, голубь.

2.Лиственные деревья: синица, дятел, свиристель, снегирь, сорока, поползень.

3.Хвойные деревья: клёст, чечётки.

5. Приспособленность птиц к зимним холодам.

Итак, мы выяснили, где наши птицы обитают: ночуют, пережидают непогоду. Но птицы не сидят на месте, они летают. двигаются, и не для того, чтобы согреться. Чтобы согреться, они сидят нахохлившись, распушив крылья. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

-Да, птицы одевают себя воздушной одеждой. А в полёте воздух под перьями птицы всё время меняется, отнимая тепло. Потеря тепла может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает: говорят – замёрзла на лету. Так для чего же птицы вынуждены летать? Правильно, для того, чтобы искать корм.

6. Физкультминутка.

Учитель предлагает учащимся расслабится, закрыть глаза и послушать пение птиц. (Звучит запись).

-Ребята, а знаете ли вы голоса каких птиц вы сейчас слышали? А я спрятала названия этих птиц у вас под партами. Посмотрите.

(Учитель заранее прикрепляет карточки с названиями птиц на внутреннюю часть парты. Учащиеся озвучивают названия птиц.)

7. Питание птиц в зимний период. Игра «Найди соответствие».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

(А.Яшин).

Работа в группах. На каждый ряд даётся карточка: в первом столбике – названия птиц, во втором – виды корма. Соединить стрелками название птицы с видом корма.

1-я карточка:

свиристель семена шишек

синица ягоды рябины, плоды шиповника

клёст зёрна, крошки хлеба, семечки

2- я карточка:

дятел зёрна, крошки хлеба, семечки

воробей семена клёна, ягоды рябины

снегирь семена шишек

3-я карточка:

сойка мыши

голубь ягоды рябины

сова зёрна, крошки хлеба

Представитель от каждой группы сообщает о выполнении задания и обосновывает свой ответ.

8. Задание «Узнай клюв по силуэту».

Ребята, вы заметили, что питание птиц зимой не слишком разнообразное. И тем не менее каждая из птиц отдаёт предпочтение какому-нибудь корму. Как вы думаете, зависит ли форма клюва птицы от того чем она питается? (Ответы детей).

— Посмотрите на силуэты клювов и подумайте, кому из птиц может принадлежать такой клюв и чем она питается?

(На доске на белом фоне чёрные силуэты клювов клеста, воробья, дятла.)

(Идёт обсуждение. Ответы детей).

9. Задание «Узнай по описанию».

У вас на партах маленькие картинки с изображением птиц. Я сейчас прочитаю три описания птиц, а вы покажите о какой птице, на ваш взгляд, я прочитала.

Описание первое:

«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?» (Синица).

Описание второе:

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень)

Описание третье:

«Я работаю с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепиться сильными ногами и долбить крепким, как долото, клювом. Потом я запускаю в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринками язык, на который налипают и накалываются насекомые, и отправляю их в рот». (Дятел).

— Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я покажу вам настоящую «столовую» дятла.

(Учитель показывает натуральный пенёк с расщелиной, куда дятлом вставлена шишка.)

10. Проверка знаний учащихся. Тест «Птицы зимой».

— Вы хорошо поработали и теперь я хочу посмотреть, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

(Учитель раздаёт напечатанный для каждого учащегося тест.)

1. Птицы – это:

а) животные, которые умеют летать и петь;

б) животные, которые умеют вить гнёзда;

в) животные, тело которых покрыто перьями.

2. Выбери ряд, где перечислены только те птицы, которые зимуют рядом с нами:

а) воробей, ласточка, сорока;

б) снегирь, поползень, дятел;

в) скворец, соловей, синица.

3. Какую помощь должны оказывать люди птицам зимой:

а) вешать скворечники;

б) помогать вить гнёзда;

в) вешать кормушки и насыпать в них корм.

4. Какой корм является основным для большинства птиц в зимний период:

а) семена, крошки хлеба, ягоды рябины,плоды шиповника;

б) мухи, комары, мошки, бабочки;

в) чипсы, попкорн, сухарики.

11. Заключение.

Давайте ещё раз вспомним о каких птицах мы сегодня говорили.

(Учитель читает стихотворение и показывает картинки с изображением птиц).

Улетели птичьи стаи, лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда и дождались мы наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках от зари и до зари

Разговор ведут чечётки, громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко, разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах, отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката на репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то ярко -грудые щуры.

-Ребята, я ещё раз призываю вас – помогайте птицам, кормите птиц! Это не только наша обязанность, но и давняя традиция нашей школы.

И вы сами сейчас в этом убедитесь, посмотрев видеоролик, отснятый около десяти лет назад.

(Просмотр видеоролика, на котором ученик пятого класса (ныне выпускник школы) насыпает в кормушку корм и любуется прилетевшим дятлом).

12. Рефлексия.

— Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).






See also:
Яндекс.Метрика