Урок по теме Природное сообщество – болото с использованием мультимедийных технологий


Тема: Природное сообщество – болото.

Цели:

1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними. Раскрыть значение болот для человека и природы.

2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.

3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Тип урока:   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

 гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки, торф, мох сфагнум

Используемые ЦОР:  мультимедийная презентация,

Ход урока:

I.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Актуализация знаний.

— Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( Мы изучаем экосистемы.)

— Назовите составные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, горные породы,

Производители, потребители, разрушители.)

— Что вы выяснили о круговороте в озере?

— О каком природном сообществе мы сегодня будем изучать?

Не море, не земля,

Корабли не плавают, (ЗВУК)

А ходить нельзя.

-Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?

1. Что такое болото?

2. Какие растения и животные обитают на болоте?

3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Новая тема

РАБОТА В ГРУППАХ

— Что представляет человек при слове «болото»? Какие ассоциации возникают у вас при слове “болото”? Запишите слова на листочках, поделитесь своими мыслями

Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)

— Так что же такое болото?

(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)

Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)

-Чтобы лучше познакомиться с новой экосистемой, выполним задания в группах постоянного состава.

-Перед вами зелёные конверты. Рассмотрите их содержимое. По какому признаку все они попали в один конверт?

-Классифицируйте обитателей болота, так, чтобы получилось две группы.

-Проверим «потребителей»

-Среди предложенных вам «потребителей» я хочу показать и других животных, живущих на болоте

-Проверим «Производителей»

-Среди предложенных вам «производителей» я хочу показать и другие болотные растения

.- Какие виды растений встречаются на болотах? (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)

— Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)

-Представителей какой профессии не оказалось в моём конверте?

-Возможно ли существование экосистемы без «разрушителей»

-Как вы думаете почему здесь так мало разрушителей?

-Об одном удивительном болотном растении вы узнаете много нового, прочитав текст на стр.52

(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох — одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища. Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)

-Почему мох-сфагнум не перегнивает, а спрессовывается и накапливается? (обладает

противомикробными свойствами, )

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

— Определите цвет сухого торфа.

Рассмотрите кусочек торфа. Из чего он состоит?

Сравните по весу торф и глину.

Кусочек торфа бросьте в воду. Тонет он или нет?

Капните в торф воды. Что произойдет?

Горит ли торф?

Вывод: Торф темно – коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает воду и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!

(индивидуальная работа с последующей проверкой)

-Продолжите работу по таблице. С какой экосистемой вы познакомились сегодня на уроке?

Назовите основных «производителей» болота..

— Назовите основных «потребителей» болота.

— Кого вписали в колонку «разрушителей» болота?

3. — Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти  организмы между собой. Составьте цепь питания. (работа в парах)

Подумайте и скажите, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?

Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?

Добыча торфа.

Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.

Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.

Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной. 2 февраля –День защиты болотных угодий

Итог: Какие учебные задачи мы сегодня перед собой ставили?

— Что нового и неожиданного для себя вы узнали?

— Что такое болото?

— Какое общее свойство есть у всех растений болот?

— Какие животные обитают на болоте?






See also:
Яндекс.Метрика