Урок по теме Пернатые изобретатели 3 класс по системе Школа 2100


Ход урока.

Оргмомент.

Повторение изученного.

— Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. А сейчас повторим материал предыдущих уроков.

– Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными? (Да. Жёсткая и сухая кожа из роговых щитков или чешуи, откладывают яйца на суше. Дышат лёгкими.) Примеры.

— Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных? (Температурой тела)

— Что общего и чем отличаются ящерица, змея, черепаха и крокодил? (Пресмыкающиеся. У всех есть лапы, у змеи нет).

— Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (Холоднокровные).

-Как вы думаете, какая одежда лучше греет?

-Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо отгадать:

Загадка. Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и 2 крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится

Угадали? Это….. (Птицы). КАРТИНКИ ПТИЦ на доску.

Слайд 1. Тема урока «Пернатые изобретатели»

А что значит «изобретать»? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее). Почему пернатые? (Перья есть только у птиц).

Попробуйте дать определение: птицы – это…. (пернатые животные)

Птицы – это животные, отличительной особенностью которых является перьевой покров.

— Птицы – одни из самых многочисленных и интересных жителей нашей планеты.

Класс птиц включает около 9000 видов. Способность к полёту позволила птицам распространиться по всему земному шару. Пернатые составляют основную часть фауны Арктики и Антарктики. Существовать в условиях холода птицам позволяет постоянная температура (41-43гр), интенсивный обмен веществ и перьевой покров.

Работа по учебнику. Проблемный вопрос.

Слайд 2. Скелет птиц.

-Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные. Скелет птицы состоит из лёгких трубчатых костей (ТРУБОЧКА). Вместо зубов – лёгкий клюв. Кости сросшиеся, поэтому они прочные и лёгкие. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полётные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное изобретение птиц – это, конечно, перья.

Слайд3. Перья. Рассматривание перьев.

Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застёжка-липучка (ПОКАЗАТЬ). Вот почему перья такие лёгкие, прочные, упругие и тёплые. Перо состоит из неживого в-ва, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается. поэтому один или два раза в год у птиц наступает период линьки. Старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые.

Слайд 4. Взмахи крыльев. Крылья птиц – это видоизменённые передние конечности. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух. Прочитать надпись.

Для полёта нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Жир мало весит, и поэтому используется как топливо для дальних перелётов.

Обмен веществ у птиц идёт очень быстро: они теплокровные животные, температура тела постоянная, более +40гр. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду. (ПО УЧЕБНИКУ КАРТИНКИ)

Весной начинается горячая пора для птиц – сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки и пением сообщают другим, что это место занято. СЛАЙД «Соловей и его пение». Самка строит уютное гнездо, откладывает не все яйца сразу, а по одному в день, и насиживает их . Птенцов выкармливают обычно оба родителя.

Работа по учебнику. Стр.106, нижние картинки.

СЛАЙДЫ 6,7,8,9 «Перелётные и осёдлые птицы»

— В конце лета молодые птицы достигают размеров взрослых. Осенью насекомые прячутся, семена трав скрываются под снегом. Многие птицы, не дожидаясь голода, улетают в тёплые края. Они называются перелётными. Другие птицы находят корм на деревьях, семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать в местах, где появились на свет, и называются оседлыми.

Зимой мы обязательно должны их подкармливать. СЛАЙД 10.

Игра «Угадай!» СЛАЙДЫ 11, 12,13,14.

«Кто чем питается?» СЛАЙД 15.

Подведение итога. Какое же самое главное изобретение у птиц? Что на уроке показалось интересным? Что не удалось? РЕФЛЕКСИЯ. . Если урок понравился – покажите мне зелёный лист, если понравился, но в чём-то было трудно – жёлтый. Если урок не понравился, то коричневый лист.

Сейчас украсим хвост павлина.

Оценки.

Домашнее задание: прочитать материал стр.104-107, выполнить задание на стр.108.






See also:
Яндекс.Метрика