Урок по теме Мировой процесс урбанизации


Васильева Елена Анатольевна

МБОУ «СОШ № 40» города Ижевска, учитель географии

Урок по теме: «Мировой процесс урбанизации»

10 класс

Учебник: Максаковский В.П. «География. 10 класс»

Предметные цели урока:

Дать понятия: субурбанизация, городской «взрыв», ложная урбанизация.

Выявить черты урбанизации.

Сопоставить уровни и темпы урбанизации в экономически развитых и развивающихся странах.

Обсудить положительные и отрицательные стороны процесса

урбанизации.

Спрогнозировать возможные пути дальнейшего развития процесса урбанизации.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Объявляет тему урока. Ставит задачи на урок: выявить положительные и отрицательные стороны процесса урбанизации, дать прогноз дальнейшего развития процесса урбанизации.

Просит учащихся предложить пути достижения поставленных задач.

2. Предлагает посмотреть видеофрагмент из серии «Понимание. Города». Предлагает ответить на вопрос: «Почему люди стремятся в города?»

3. Предлагает выявит суть понятия «урбанизация» и познакомиться с чертами урбанизации.

4.Обсуждение результатов работы.

5.Предлагает рассмотреть особенности размещения крупных городов.

6.При наличии общих черт процесса урбанизации разные страны имеют свои особенности, которые проявляются в уровне и темпах урбанизации. На основе анализа рис в учебнике предлагает определить показатели высокого, среднего, низкого уровня урбанизации. Предлагает сопоставить уровень урбанизации с типом страны по уровню экономического развития.

7.Предлагает познакомиться по тексту учебника с особенностями темпов урбанизации и понятием «субурбанизация».

8.Предлагает проанализировать темпы прироста городского населения в развивающихся странах: сравнить по таблице в учебнике 1950 и 2000 годы, во сколько раз увеличилась численность городского населения в Азии, Африке, Латинской Америке. За счет чего увеличивается численность городского населения?

Показ слайдов (презентации) с видами кварталов бедноты Лагоса, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса.

Предлагает записатьв тетрадь понятия: городской «взрыв», ложная урбанизация.

9. Предлагает сделать выводы к уроку.

10. Учитель подводит общий итог урока, оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание.

Предлагают найти информацию о том, что такое урбанизация, каковы ее черты, как она проявляется в разных странах мира.

2. Рассуждают о преимуществах городского образа жизни.

3.Работа в парах.

1 ряд: анализ темпов роста городского населения;

2 ряд: анализ доли населения в больших городах, преимущества большого города;

3 ряд: понятие «городская агломерация», изменение количества городских агломераций.

4. Записи в тетрадь. Понятия «урбанизация», черты урбанизации.

5.Называют и показывают крупнейшие города Европы, Азии, Африки, Америки. Делают вывод о том, что большая часть крупнейших городов расположена в Азии.

6.Делают выводы об уровнях урбанизации в развитых странах, нефтеэкспортирующих, наименее развитых.

7.Читают текст, делают выводы о темпах урбанизации в развитых и развивающихся странах.

8.Делают расчеты: в 5, в , в 10 раз.

Предполагают, что численность городского населения увеличивается не только за счет высокого естественного прироста, но и за счет миграций сельского населения в города. Возможные причины: переизбыток сельского населения, беднейшие безземельные крестьяне устремляются в города в поисках лучшей жизни, пополняя ряды городской нищеты.

9.1 ряд: положительные стороны процесса урбанизации;

2 ряд: отрицательные

3 рад: прогнозы дальнейшего развития процесса урбанизации.






See also:
Яндекс.Метрика