Урок по теме Изменения в Российском государстве Императрица Екатерина II


Тема урока: Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

Цель: создать у детей образ Екатерины Великой; охарактеризовать период правления Екатерины Великой; познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В. Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым; развивать способность к критическому мышлению, способствовать развитию смысловой памяти; развивать коммуникативные умения; воспитывать уважение к прошлому родной страны.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Экспресс-тест по теме: «Пётр I. Реформы в Российском государстве». Слайд №1.

В начале 18 века при Петре I был создан первый русский флот, ставший одним из сильнейших в Европе.

Петром I была создана армия, которая одержала победы на суше и на море.

1721 год – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться уже Российской империей.

В 1703 был заложен в устье реки Невы город, который стал столицей государства.

В допетровской России Новый год встречали 1 сентября.

Первый печатный станок был создан при Петре I.

Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

Заставил мужчин брить бороды.

Издал указ «О дураках» — запретил дворянам жениться, не получив образование.

Самый первый аэроплан (самолёт) был построен при Петре I .

Самопроверка. Слайд №2.

3. Вхождение в тему. Слайд№3. ( время правления)

Учитель: Поздней осенью 1725 года Пётр в ледяной воде помогал стаскивать с мели бот. После чего тяжело заболел и умер. Давайте обратимся к родословному древу Романовых. Кто же взошёл на престол после смерти Петра? Проанализируйте даты правления, назовите правителей и степень родства по отношению к Петру:

Екатерина I – вторая жена Пётр II – внук Анна Иоанновна – племянница Елизавета Петровна – дочь

Елизавета Петровна не имела собственных детей. Оставить после себя престол она решила молодому герцогу Голштинскому Питеру-Ульриху, привезённому в Петербург чуть ли не насильно. Какие вопросы у вас возникли?

Кто такой герцог Питер – Ульрих?

Почему Елизавета решила оставить трон именно ему?

Почему он не хотел становиться русским царём?

Слайд № 4.

Питер был родным племянником Елизаветы Петровны, сын Анны Петровны и герцога голштейн-готорского Карла Фридриха, являлся внуком Петра I. По отцу он являлся родственником шведскому королю Карлу 12. Он мечтал и имел все шансы стать шведским королём. Поэтому его не обрадовала перспектива наследовать русский трон и стать Петром III. В России его женили на немецкой принцессе Софии Фредерике Августине. Слайд №4.

Работа в группах (обсуждение ответов в группе.)

Задание 1. Прочитайте два текста и сравните поведение будущего Петра III и его молодой жены при дворе Елизаветы Петровны. Кого бы вы хотели видеть на престоле после смерти императрицы Елизаветы Петровны? Обоснуйте свою позицию? (Мнения детей).

Принцесса с рвением принялась изучать язык своей новой родины. Ежедневно, по несколько часов упражнялась в русской грамматике и вскоре выучила русский язык так, что современники искренне восхищались её красноречием. Принцесса долгое время не отказывалась от своей веры, но, приняв православие и став Екатериной, глубоко его изучила и всю жизнь свято верила в Бога.На многолюдных собраниях и придворных выходах Екатерина была неизменно мягкой, доброжелательной и доступной для общения с самыми разными людьми.В разговорах с Екатериной чувствовалось её глубокое знание русской истории и обычаев русского народа.

Будущий Пётр III проводил большую часть времени с говорящими по-немецки голштинскими офицерами. Часто играл в солдатики со слугами, любил мучить животных.Питер, готовясь стать русским царём, без колебаний принял православие. Однако не умел толком прочитать на русском языке ни одну религиозную книгу. В кругу немецких друзей он часто заявлял, что его сердце осталось в прежней вере.Петр открыто издевался над «варварскими» (дикими) русскими обычаями и православием. Оскорблял русскую армию, существующие в ней порядки. С русскими офицерами говорил только на немецком языке.

Однако трон занял её племянник, ставший после её смерти императором Петром III. Он начал свою деятельность во время войны с Пруссией. Военные события складывались успешно для русской армии. Но Петр вывел Россию из войны и вернул Пруссии всю занятую русскими солдатами территорию. 300 тысяч жизней русских солдат были отданы напрасно. Затем он повесил над своей кроватью портрет прусского короля Фридриха, заявив, что «воля Фридриха – воля Божья», а русских солдат и офицеров приказал переодеть в прусскую военную форму.

Задание 2. Определите то чувство, которое вы бы испытали на месте русского офицера, практически выигравшего войну с Пруссией и надевшего по приказу Петром III прусский мундир.

раздражениерадостьзлостьудовлетворениеяростьравнодушие

Через несколько месяцев правления Петра III произошёл дворцовый переворот, и на русский престол в 1762 году взошла Екатерина II лайд№5). О своём правлении она писала: « Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства».

Учитель: Так о чём мы сегодня будем говорить? Определите тему урока.

Слайд №6.

4. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Изменения в Российском государстве. Императрица ЕкатеринаII».

5. Работа по теме.

Умелые действия Екатерины. Её талант вести переговоры позволили России при разделе Польши получить Правобережную Украину, всю Белоруссию, Литовские земли. При дворе стали говорить, что Екатерина II вернула для России «русскую колыбельку» — земли, где некогда зародилась Русь и, которые входили в Древнерусское государство. Когда Екатерина II стала императрицей, то, по её воспоминаниям «казна была пуста, армии не плачено за несколько лет, тысячи крестьян находились в открытом бунте и непослушании», а крымские татары нападали на южные земли России и уводили жителей этих территорий в рабство. Однако Екатерина II придерживалась правила о «первом выстреле». Как вы понимаете это правило? Это значит, что первыми мир должны были нарушить противники России.

В 1768 году Турция объявила России войну.

Задание3.

Дополните предложения, предварительно проанализировав высказывания данные в скобках.

В 1768 г Турция объявила России войну. Это стало для неё роковой ошибкой, так как Россия с блеском_________________ (Россия получила новые Земли на всём северном побережье Чёрного и Азовского морей и завоевала право иметь свой флот на Чёрном море).

Задание 4.

Прочитайте письмо одного из морских офицеров екатерининских времён и определите, что ещё сделала Екатерина II во благо России.

Милая и бесценная моя матушка!

Ваше письмо доставило мне большую радость. Находясь далеко от Вас, на полуострове Крым, сообщаю, что я в добром здравии. Известно ли вам о том, что 8 апреля 1783 года государыня-матушка издала указ о включении в состав России Крыма. Много земель присоединилось к нашей державе за годы царствования Екатерины II. Теперь вот и Крым наш. На юго-западе порта уже началось строительство города и военного порта (Севастополя), где и предстоит мне служить. На сем радостном событии заканчиваю. Прощайте, милый добрый друг. Да сохранит Вас наш божественный спаситель и его пресвятая матерь под святым и могущественным покровом. 3 июня 1783 г.

Учитель: Действительно, 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь.

В 1787 Турция вновь объявила России войну с требованием, но после того, А.В. Суворов в 1790 году взял на суше крепость Измаил, а Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот, Турция запросила мира, а границы России ещё больше расширились.

Выводы: (вывешиваются на доске)

1. Расширились границы России: присоединила Правобережную Украину, Белоруссию, Литовские земли.

2. Присоединила Крым, основала город Севастополь.

3. Укрепилось положение на Черноморском побережье.

Слайд №7. Александр Васильевич Суворов и Фёдор Фёдорович Ушаков.

Легендарные личности, оставившие большой след в истории России.

Работа в группах: Самостоятельная работа по учебнику

1 группа. Восстанови известные поговорки, которые любил повторять А.В. Суворов.

«… в учении — …в бою»

«Воюют не …, а ….».

2 группа. Как называлась книга, написанная А.В. Суворовым?

3 группа. Опишите одну знаменитую победу А.Суворова в 1790 году.

4 группа. В чём заслуга Ф.Ф. Ушакова перед Отечеством.

Во времена Екатерины II между двумя русско-турецкими войнами наступил рассвет русской культуры. Слайд 8-17. Был построен один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж при Зимнем дворце, а сегодня Зимний стал Эрмитажем. Это один из крупнейших музеев мира. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2700000 выставочных экспонатов. Если вы захотите рассмотреть их, затрачивая на каждый не более 10 секунд, то вам понадобится более 300 суток. Екатерининский дворец приобрел тот вид, который он имеет сейчас. Слайд №18-21. Знаменитая Янтарная комната. Слайд №22-25. Она была создана немецкими мастерами в 1711 для дворца прусского короля. Пётр I предложил прусскому королю Фридриху Вильгельму в обмен за комнату 55 гренадёров, свой токарный станок и бокал собственной работы. Обмен состоялся. Собрали янтарную комнату после смерти Петра при правлении его дочери Елизаветы Петровны сначала в Зимнем дворце, а затем было решено перевезти в новую парадную резиденцию в Царское село. Императрица боялась, что перевозка на телегах погубит янтарную комнату. Было принято необычное решение. 22 больших панно, 180 янтарных досок полк солдат нёс на руках из Петербурга в Царское село «аки малых детей».

Итак, Россия в екатерининские времена, образно говоря, «прихорашивалась». Русские города разительно переменились: появились прямые и широкие улицы, на месте прежних деревянных домов выросли красивые каменные здания.

Выводы: 4. Развивалась культура, строительство.

Работа в группах.

Задание 5. Прочитайте текст. Найдите ответы на поставленные вопросы. Откуда в государственной казне взялись деньги на строительство дворцов для императрицы, на заказы новых картин для Эрмитажа, на возведение памятников, если во времена прихода Екатерины ll к власти казна была практически пуста?

Огромной страной было неудобно управлять: трудно было рассчитать, сколько налогов должна получить государственная казна. И тогда Екатерина ll поделила государство на 50 губерний (областей), а губернии на уезды (районы).

Доходы в казну в виде налогов от торговли и мелкой промышленности были невелики. Это было связано с тем, что населению было невыгодно заниматься торговлей и открывать свои «дела» (мастерские, пекарни ит.д.). Императрица издает указы, облегчающие занятия торговлей и мелкой промышленностью. И сразу же доходы государства увеличились в четыре раза.

После второй турецкой войны, когда Россия прочно укрепилась на берегах Черного моря, доходы с черноморской торговли выросли в 5 раз. Страна богатела.

(Ответы детей.)

Комментарий учителя. Государственные средства Екатерина ll тратила на открытие в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий ученых. Планировала, но, к сожалению, не успела отправить русские корабли в путешествие вокруг земного шара.

Выводы:

5. Развивалась торговля.

6. Пополнялась казна государства.

7. Открывались народные училища.

Большое внимание императрица уделяла и медицине.

Работа в группах.

Задание 6. Прочитайте следующий текст.

В то время тысячи людей умирали от заразной болезни – оспы. Единственным спасением от нее была только что изобретенная во Франции вакцина, но русские отказывались делать прививки.

— Предположите, каким образом Екатерина ll решила проблему борьбы с оспой:

1. Запретила ухаживать за больными оспой.

2. Приказала делать людям прививки насильно.

3. Сделала прививку себе и своему сыну Павлу. (Сделала прививку себе и своему сыну Павлу.)

Выводы:

8. Развивалась медицина, наука.

Комментарий учителя. Подходило к концу 34-летнее правление Екатерина ll. За эти годы было многое сделано во благо процветания Российской империи. Екатерине ll присвоены титулы Великая и Мать Отечества. Но сама императрица скромно оценивала свои заслуги, а за успехи государства благодарила русского человека. Слайд № 26.

.«Никогда вселенная не производила человека более мужественного, положительного, откровенного, человечного, добродетельного, добродушного… — писала она. — …Нет ни одного конного, пехотинца, моряка, земледельца – равных ему».

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Но одна несправедливость мучила Екатерину ll в конце жизни. Какая? Найдите ответ на странице 66.

Учитель. В первые же годы правления Екатерины ll дворяне были освобождены от обязательной государственной службы. Они получили гарантии неприкосновенности своих земель. Теперь уже император не мог отобрать у помещика землю за плохую службу. Позднее дворян освободили от телесных наказаний и от уплаты налогов в государственную казну. И в то же время крестьян оставили в крепостной зависимости, то есть они не могли уйти от своих помещиков и обязаны были на них работать.- Как вы считаете, что надо было сделать, чтобы восторжествовала справедливость? (Мнения детей.)

Вывод.

9. В государстве оставалось крепостное право.

— Как решился вопрос об освобождении крестьян от крепостной неволи — это другая тема.

6. Итог урока.

— Верно ли, что во время правления Екатерины ll Россия стала великой державой? Почему вы так считаете?

— Итак, за какие заслуги императрицу Екатерину ll называют Великой?

7. Рефлексия. Оцените работу своей группы (построение графика)

8.Д/З.

-Расскажите от первого лица о происхождении Екатерины ll и приходе ее к власти. Начните со слов: «Я, немецкая принцесса…»






See also:
Яндекс.Метрика