Урок по ОРКСЭ


Разработка урока

Тема: Россия – наша Родина

Цели урока:

дать первоначальное представление о культурных традициях;

познакомить с понятиями духовный и материальный мир;

воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

Ознакомление с новым предметом «Основы мировых религиозных культур»

Ход урока

I. Орг. Момент

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

II. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

— Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

— Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

— Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

— Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.

На доске появляется пословица:

Где родился, там и пригодился.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства?

– Какие ещё города России вы знаете?

– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор.

У каждого народаЯзык свой и наряд.Один – черкеску носит,Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.Одним – милее осень,Другим – милей весна.А Родина Россия

У нас у всех – одна.

А какой город является для вас родным? Это ваша «малая Родина»

1.Старый Оскол, милый Оскол, 3. За новые школы,Ты особенный город! Больницы и парки.Старым напрасно назвали тебя: Всё это, мой город,Ты так прекрасен и молод! Твой почерк яркий!Город мой милый, город мой славный, Ты – созидатель,К тебе обращаюсь я с буквы заглавной… Ты – счастья творец,Сегодня тебе говорю я спасибо, Ты – наш вдохновитель,За то, что ты есть, Наш мудрый отец.

2.Что дерзаешь красиво! 4. В ответ разрушителям За грохот веселый Родины нашей Вбиваемых свай, Ты стал ещё лучше!Что быстро и звонко Ты стал ещё краше! Мчит нас трамвай, Тамара Ярошенко.

Ученик.

5.Мы сердцем к тебе приросли Только к дому влечёшь ты опятьЮный, древний, любимый наш город! Нас магнитным своим притяженьем.Стой же крепко на тверди Земли Город, многая лета тебе.

6.Будь здоров, энергичен и молод. Будь же вечно полуденно светел.Можно сотни столиц повидать, Благодарен счастливой судьбе,Отдаваться ветрам и теченьям, Ввысь шагай по ступеням столетий!

Сергей Леонтьев

III.Открытие новых знаний.

1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный)

— Наш мир, ребята делится на внешний — материальный и внутренний — духовный.

-Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику (стр.4)

Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.

2. На доске записаны слова:

Высокое-

Светлое-

Красивое-

Доброе-

Любовь-

Честь-

Правда-

-Подберите к этим словам антонимы. Дети подбирают слова.

Высокое — низкое

Светлое — тёмное

Красивое — уродливое

Доброе — злое

Любовь — ненависть

Честь — бесчестие

Правда – ложь

— Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

-Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

— Кто может дать объяснение этому словосочетанию.

— Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Вечные ценности – то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

— Запишите данное слово в свой словарик.

3. Сегодня вы начали изучать новый предмет. Прочитайте, как он называется.

— Эти уроки помогут вам разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомитесь с их культурными традициями.

IV. Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5.

-Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

V. Рефлексия

— У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; )

1-2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор.

VI. Итог урока.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России — вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

VII. Домашнее задание.

— Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

— Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

Разработка урока

Тема: Россия – наша Родина

Пояснительная записка

Данный урок является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым. Он рассчитан на 1 час для детей 4-ых классов.

Цели урока:

дать первоначальное представление о культурных традициях;

познакомить с понятиями духовный и материальный мир;

воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

Ознакомление с новым предметом «Основы мировых религиозных культур»

Ход урока

I. Орг. Момент

(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

II. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

— Подберите к этому слову синонимы (Отчизна, Отечество)

— Что же такое Родина, Отчизна, Отечество? (дети объясняют смысл данных слов)

— Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов, давайте запишем в него эти слова.

– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

— Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.

На доске появляется пословица:

Где родился, там и пригодился.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

– Как называется столица нашего государства?

– Какие ещё города России вы знаете?

– Оказывается, как много в нашей стране городов и как много в ней народностей проживает.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор.

У каждого народаЯзык свой и наряд.Один – черкеску носит,Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.Одним – милее осень,Другим – милей весна.А Родина Россия

У нас у всех – одна.

III.Открытие новых знаний.

1.Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

-Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. (духовный, душевный)

— Наш мир, ребята делится на внешний — материальный и внутренний — духовный.

-Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику (стр.4)

Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира. Запишите словосочетание в словарик.

2. На доске записаны слова:

Высокое-

Светлое-

Красивое-

Доброе-

Любовь-

Честь-

Правда-

-Подберите к этим словам антонимы. Дети подбирают слова.

Высокое — низкое

Светлое — тёмное

Красивое — уродливое

Доброе — злое

Любовь — ненависть

Честь — бесчестие

Правда – ложь

— Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

-Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

— Кто может дать объяснение этому словосочетанию.

— Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Вечные ценности – то, что ценится во все времена. Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру?

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция — (от лат. traditio — предание ) — передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

— Запишите данное слово в свой словарик.

3. Сегодня вы начали изучать новый предмет. Прочитайте, как он называется.

— Эти уроки помогут вам разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомитесь с их культурными традициями.

IV. Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5.

-Самостоятельно прочитайте текст с 3 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

V. Рефлексия

— У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: жёлтые: интересный, добрый, светлый, заставляющий думать, яркий; голубые: скучный, непонятный, сложный, простой, грустный; )

1-2 ученика читают выбранные слова, комментируя свой выбор.

VI. Итог урока.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России — вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

VII. Домашнее задание.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика