Урок по окружающему миру_56446


МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока. Учитель: Кусочкина Елена Валерьевна.

Предмет: Окружающий мир. 3 класс.

Программа Начальная школа «Школа России». Автор А.А.Плешаков.

Тема: Развитие растения из семени.

Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности;

Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени».

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы урока.

Загадка: Дышит, растёт,

А ходить не может. (растение)

— Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения.

— Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.

3. Повторение пройденного и проверка знаний.

— Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?

растение

питается

— Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет,тепло), вода)

— Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.

На доске: рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.

Последовательность развития растений из семян

— Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.

На доске: растение фасоли.

Части растения кустарника рисунок

Какую часть растения используют для размножения? (семена)

4. Работа по теме урока. Этапы развития семени фасоли.

— Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.

На доске — вопросы:

— Какие изменения происходят с семенем в земле?

— Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?

— На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.

— У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.

— Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.

— Результат? (с сухого семени кожура не снимается)

— Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.

— Результат? (целостность кожуры не нарушается)

— У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.

Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.

— Зачем нужна такая кожура семени?

— Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)

— Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?

— Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.

— Чем они отличаются?

— Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.

— Почему так происходит? Найдите вывод.

Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.

— Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.

— Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)

— Что находится под кожурой? (две половинки)

Части травянистого растения схема— Это семядоли.

— Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?

— Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.

— Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.

— Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.

— Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)

— Это корень. Он мал и не похож на корень взрослого растения.

— Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)

— Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. (зарисовать)

— Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. оно набухает, в нём появляется зародыш

2. из «червячка» — корень, из почки – листья, из «шарика» — стебель

5. Физкультминутка.

Стал цветок и вдруг проснулсявправо, влево

Больше спать не захотел.вперёд, назад

Шевельнулся, потянулся,руки вверх, потянулись

Взвился вверх и полетел.руками вправо, влево

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружится, вьётся.Покружиться

— Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?

— Продолжим наблюдения.

— Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)

На доске: рисунок семени с развитым корнем.

— Почему раньше всех трогается в рост корень?

— Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.

— Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.

— Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?

— Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.

— Что происходит с семядолями потом?

На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.

— Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.

— Какова роль семядоли в семени?

— Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?

— Какие части растения он будет кормить?

На доске рисунок взрослого растения фасоли.

Последовательность развития растений из семян— Прочитайте последний вывод.

Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.

— Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.

6.Закрепление материала.

— Давайте по схеме назовём порядок развития растения из семени фасоли.

На доске поэтапное развитие растения. Пронумировать.

Последовательность развития растений из семян

— Какое значение имеет кожура для семени?

— Что развивается из корешка зародыша?

— Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?

7. Итог урока.

8. Задание на дом.






See also:
Яндекс.Метрика