Урок по окружающему миру_56440


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №4 Ворошиловского района

г. Волгограда

Тема конкурса: «Организация и реализация здоровьесберегающих принципов образовательного пространства».

Вид работы: конспект урока.

Автор: Ткаченко Ольга Александровна, учитель начальных классов.

Аннотация.

В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению — характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным.

5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным — он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

6. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка .

7. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения — необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости (продолжительность урока до 35 минут, учебного дня и учебной недели, организация самого урока, расписание уроков, перемены).

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает чередование различных видов деятельности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Тема: Птицы и звери – позвоночные животные.

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о птицах и млекопитающих как класса позвоночных животных

2. Познакомить с понятием оседлые и кочующие птицы.

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся о многообразии животного мира. Закрепить умения учащихся распознавать животных класса Млекопитающие.

2. Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации.

3. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся.

Оборудование урока:

1. Картинки с изображением насекомых, земноводных, пресмыкающихся, рыб.

2. Кроссворд «Птицы».

3. Компьютерная презентация на тему «Жители Антарктиды».

4. Компьютерная презентация на тему «Животные планеты Земля. Панда».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Хором:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II.Повторение пройденного и проверка знаний.

Учитель: На прошлом уроке вы получили домашнее задание по группам. Первая группа подбирала картинки с изображением насекомых, вторая – земноводных и пресмыкающихся, третья с изображением рыб. Работу, которую проделали группы, вы видите на доске. А что еще необходимо было сделать?

Ученик: Нужно было узнать как можно больше о своей группе животных не только из учебника, но и из других источников информации.

Учитель: Проверим. Вопросы к первой группе: к какому классу относятся насекомые?

Ученик 1: Насекомые относятся к классу беспозвоночные. Беспозвоночными их называют потому, что эти животные не имеют позвоночника.

Учитель: Что едят насекомые?

Ученик 2: Шмели и бабочки питаются цветочным нектаром и пыльцой.

Ученик 3: Некоторые жуки едят древесину. Тли высасывают соки из листьев растений.

Командир: Все это – растительноядные насекомые.

Ученик 4: Божьи коровки охотятся на тлей. Стрекозы поедают мух и комаров.

Командир: Такие насекомые относятся к хищникам.

Ученик5: Рыжим лесным муравьям в пищу идет все: живые и погибшие насекомые, соки плодов, цветочный нектар, сахаристые выделения тлей.

Командир: А этих насекомых называют всеядными.

Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые?

Ученик 6: Если исчезнут насекомые, то начнут исчезать птицы, звери, рыбы, которые ими питаются. Исчезнут комары – погибнут питающиеся ими птицы.

Ученик 2: А если исчезнут шмели, бабочки? Тогда начнут исчезать многие растения потому, что их некому будет опылять.

Учитель: Вопросы ко второй группе. Расскажите, чем удивительны земноводные?

Ученик 1: У всех земноводных голая кожа, которая участвует в дыхании. Температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды.

Ученик 2: Но главное, жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Большинство амфибий начало жизни проводит в воде, а затем перебираются на землю.

Командир: Из-за того, что лягушки и жабы «ходят голышом» (у них нет ни чешуи, ни перьев, ни меха), в старину этих земноводных называли голыми гадами. Но голая кожа у лягушки и у жабы неодинакова. Лягушачья кожа гладкая, скользкая, всегда мокрая и блестящая. У жаб она неровная, бородавчатая, часто сухая.

Ученик 3: А вот хвост у тритона и руль, как у рыбы, и весло, как у рака, и для обмана, как у лисы. Если кто отхватит тритону хвост – не беда. Вырастит новый, не хуже старого. А еще хвост тритону нужен для дыхания! Чем больше у этого земноводного хвост, тем дольше тритон под водой сидит.

Учитель: (Показывает на картинки.) Чем рептилии отличаются от других животных?

Ученик 4: Некоторые рептилии живут в воде, но все они размножаются на суше. При передвижении по земле пресмыкающиеся касаются телом ее поверхности, ненадолго смыкаются с ней. Поэтому и получили такое название.

Ученик 5: Другая особенность рептилий – у всех по две пары конечностей, расположенных по бокам тела. Большинство пресмыкающихся откладывают яйца, из которых появляются детеныши.

Ученик 6: Рептилии – животные холоднокровные. Это значит, что температура их тела не постоянна. В холодное время года рептилии впадают в особое состояние – оцепенение и «оживают» только с наступлением весны.

Учитель: К какому классу относятся земноводные и пресмыкающиеся?

Командир: К классу позвоночных.

Учитель: Вопросы к третьей группе. Почему рыбы могут жить только в воде?

Ученик 1: Дышат рыбы кислородом, растворенным в воде. Помогают им в этом жабры, скрытые за жаберными крышками. Если жабры не омываются водой, рыба дышать не может.

Учитель: Что едят рыбы?

Ученик 2: Толстолобик любит водоросли, поэтому его используют для очистки зарастающих каналов. Язь и форель ловко охотятся за насекомыми: они хватают их не только под водой, но и на лету, выскакивая из воды.

Ученик 3: Лещ и сазан глотают улиток, а осколки ракушек выплевывают. Щука, окунь, сом кормятся живой рыбой, лягушками и другими мелкими животными.

Ученик 4: Карась, линь, плотва любят и личинок комаров, и мелких рачков, и червей, и водоросли.

Учитель: О чем может рассказать чешуя?

Ученик 5: Чешуя – это «паспорт» рыбы. На рыбьей чешуе есть кольца. Зимние и летние части колец у чешуи не одинаковы по ширине, цвету и блеску. Летом рыба питается лучше и растет быстрее. Посчитав число колец на чешуйке, можно назвать возраст рыбы.

Ученик 6: Кольца эти мелкие. Без помощи лупы не разберешься! Сколько колец – столько лет прожито рыбой. Так, горбуша живет всего 2 года, лещ – 20 лет, сельдь – почти 25 лет, а треска – 30 лет.

Учитель: К какому классу относятся рыбы?

Командир: Рыбы относятся к классу позвоночных.

Учитель: Хорошо командиры подготовили свои группы. Все молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка (проводит физрук класса).

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания – руки вперед.)

Сверху мостик – погляди. (Потягивания – руки вверх.)

Чтобы плыть еще скорее,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем. (Садятся за парты.)

III.Знакомство с новым материалом.

1.Разгадывание кроссворда «Птицы».

Учитель: Перед вами кроссворд. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.

По горизонтали:

1)Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…. (снегири).

2)Озорной мальчишка

В сером ярмячишке

По двору шагает

Крошки собирает. ( Воробей.)

3)Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

По вертикали:

1)На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его….(скворец).

2)На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина….(орла).

Учитель: Как называют группу этих животных?

Ученик: Эту группу называют птицами.

Учитель: Чем они отличаются от других животных?

Ученик: У них все тело покрыто перьями. У них есть крылья.

Учитель: Еще один класс позвоночных животных, с которым мы познакомимся, — это птицы.

2.Чтение и анализ текста на с.119.

Учитель: Каких птиц называют оседлыми, кочующими, перелетными?

Ученики: Кочующие – передвигаются с одного места на другое. Оседлые – живущие на одном месте. Перелетные – те птицы, которые на зимнее время перелетают в теплые края.

Учитель: А вы знаете, как птицы узнают о времени перелета? Известно, что они улетают каждый год в одно и то же время, когда происходит смена времен года. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывают птице, когда отправляться в теплые края, а инстинкт продолжения рода весной говорит о том. Что пора лететь на север. А все ли птицы умеют летать?

3.Показ презентации «Жители Антарктиды».

4.Упражнения на релаксацию. Расслабление мышц плечевого пояса.

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

5.Обсуждение иллюстрации на с 123.

Учитель: Кто изображен на рисунке?

Ученик: На рисунке мы видим крота, ежа, землеройку, бегемота, макаку, лошадь. Это млекопитающие.

Учитель: Почему их называют млекопитающими?

Ученик: Они своих детенышей вскармливают молоком.

Учитель: Чем они отличаются от других позвоночных животных?

Ученик: Их тело покрыто шерстью.

Учитель: Класс млекопитающих объединяет около 4 тысяч видов. Люди лучше знакомы со зверями, чем с насекомыми, потому что человек чаще обращает внимание на тех, кто обладает чертами, свойственными ему самому как представителю класса млекопитающих. Хочу познакомить вас с одним из представителей этого класса.

6.Презентация «Животные планеты Земля. Панда».

Физкультминутка (проводит физрук класса).

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

7. Работа по тетрадям с.46.

IV. Итог урока.

Учитель: Какие особенности имеют класс птиц и млекопитающих?

Рефлексия.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Что получилось лучше всего?

— Какие задания показались наиболее интересными?

-Что вызвало затруднения?

— Над чем хочется поразмышлять?

2. Домашнее задание: учебник с.124 -126 прочитать.

Список используемых источников:

1. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999г.

2. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000г.

3. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. 2000 г.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004г. (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. М.: «ВАКО», 2010г.

6. http: / / www.natura.spb.ru

7. http: / / www.kinder.ru/

8. http: / / www.zoo.ru / moscow /






See also:
Яндекс.Метрика