Урок по окружающему миру_56425


Открытый урок

по окружающему миру

в рамках единого методического дня

«Полна природа удивленья»

1класс

(УМК «Планета знаний»)

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

Бабина Ольга Сергеевна

10 декабря 2013 г.

Г. Липецк

Окружающий мир, 1класс

Тема: « Полна природа удивления»

Цели:

— создать условия для формирования первоначальных представлений о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы;

— развивать речь учащихся, способствовать развитию внимательности;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Учебник для 1 класса «Окружающий мир», авторы Г.Г. Ивченко; И.В. Потапов

2.Мультимедиа установка, компьютер.

3.Записи музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Баркорола»; звуки природы «Дождь в лесу», «Гроза», «Шум водопада»

Ход урока

1.Орг. момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все кругом…. природа.

-Жизнь людей всегда связана с жизнью природы. Что необходимо человеку для познания окружающего мира? ( Необходимо изучать природу.)

— Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет).

— Что такое природа?

( Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)

2. Формирование новых знаний.

Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь, и снег — все это природа. Как вы думаете, на какие 2 группы делят природу? (Живую и неживую).

Рассмотрите рисунок на странице 58 и перечислите предметы, которые относятся к живой и неживой природе.

— Солнце, облака, река движутся. Они живые? (Нет)

— Гром издает звук. Он живой? (Нет)

— Дуб, цветы, грибы не движутся, они неживые? ( нет)

Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются ,стареют и умирают.)

-Связана ли между собой живая и неживая природа? (Вода питает растения, животных, человека, растения растут на земле и получают из нее питательные вещества, солнце дает всем свет и тепло.

-Откройте тетрадь Стр.3

Назовите предметы живой и неживой природы.

-Какие из них сделаны руками человека?

-Рассмотрите, как расположены предметы в клетках. Они не повторяются.

Нарисуйте в нужной последовательности в пустых клетках.

-Что общего между елкой и ежом?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь отгадайте загадки.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.(Ветер)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.(Молния)

Одеяло белое

Не руками сделаноНе ткалось и не крошилось-

С неба на землю свалилось.(Снег)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет

Этот бархат опадет.(Иней)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?(Дождь)

На минутку в небо врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо мастер мастерил

Мост высокий без перил.(Радуга)

-Как можно назвать все изменения в природе? Это ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

Стр.59

Какие явления природы вы видите?

(Метель, радуга, гроза, ледоход, утро -восход солнца)

-Какие еще явления вы знаете?

Многим из вас приходилось наблюдать туман. После жаркого летнего дня наступает прохладный вечер. И вот над рекой в низинах появляется пелена тумана. Сильный туман бывает и зимой в морозную погоду. Попадая в густой туман, люди чувствуют сырость, перестают видеть окружающие предметы. Как он образуется? На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда становится холоднее, пар превращается в туман и становится видимым.

-Посмотрите на небо. Что это? (Облака)

-Облака это тот же туман, скопившийся высоко над землей. Облака постоянно движутся — их гонит ветер.

Это тоже явление природы и его вы наблюдаете почти каждый день. Давайте вспомним строчки из сказки «О спящей царевне»А.С.Пушкина

….Ветер, ветер, ты могуч ,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе…

-Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Движение воздуха над поверхностью Земли называется ветром.

-Какие бывают ветры?(Теплые, холодные, сильные с разрушительной силой.)

Отгадайте загадку.

Пыль с дороги захватил,

А, потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.(Смерч)

Ветры катастрофической силы — наиболее грозное явление природы.

Небольшой легкий ветерок в жаркий день приносит прохладу.

Но иногда он усиливается и достигает силы урагана, причиняет большие разрушения. Сильный ураган за несколько часов сдувает с полей посевы, разрушает строения, с корнями вырывает огромные деревья.

Зачем нам ветер? Ведь он приносит такие беды.(Ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли и гари. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок)

Итак, ветер нагнал тучки.

Тучки по небу плывут

Дождик летний нам несут

Тучи в тучки собрались

Ливнем сильным пролились

Отшумел и ушел прочь летний дождь. Из-за туч выбралось солнце и тот час на листьях тополей и кленов, лип и берез заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась …радуга.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать ни войти.(Радуга)

-Почему возникает радуга?

-Радуга возникает в той стороне , куда ушел дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капля — крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба. Это огромная дуга, из переходящих друг в друга семи цветов: от красного до зеленого — одно из красивых явлений природы. Еще в древности люди заметили, что, если на пути белого света поставить треугольную призму из стекла, то вместо одного белого, мы увидим набор цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Для запоминания последовательности цветов можно воспользоваться шутливой фразой:»Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».Начальные буквы слов соответствуют первым буквам цветов радуги.

-Откройте тетрадь с.4

-Раскрасьте радугу.

-Раскрасьте свечки в цвета радуги. Поставьте номера на свечках в порядке зажигания.

-Какого цвета зажгли первую?(Синюю)

-Какого цвета зажгли последнюю?(Зеленую)

3. Подведение итогов.

-На какие две группы делится природа?.На столе у вас карточки с примерами живой и неживой природы. Поделите их на группы. И вместе с соседом по парте подумайте и приведите примеры , как связана живая и неживая природа между собой.

  Для того, чтоб жить нам долгие лета

Нужны Солнце, Воздух и Вода!

И природу мы должны с вами беречь.

Хоть живая или неживая – она есть!

-Какие явления природы вы знаете?

А в заключении послушайте стихотворение

М. Пляцковского “Полна природа удивленья”

Читает подготовленный ученик.

Полна природа удивленья,Полна покоя и добра.Нет у природы утомленья,Она всегда, всегда добора.От яркой зелени до стужи,От мартов и до январей – Она чем краше, тем доступней,И тем богаче, чем щедрей.

А теперь продолжите фразу:

Я научился…..

Меня удивило…

Земля — наш общий дом. Небо, дождь, ветер,  океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей. 

ЗАПОМНИТЕ это правило:

 «Поступай по отношению к природе так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

На столе у вас лежит тучка и солнышко, поднимите то, что соответствует вашему настроению.

Литература

Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для дошкольников. Издательство “Педагогика”, 1988г.

Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.

Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

М.Ю. Женило Театрализованные праздники. Найди свою звезду.

Сухаревская У.Ю., “Технология интегрированного урока”

Музыкальные произведения: А. Вивадьди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Времена года” “Лето” “Баркорола”, записи звуков природы “Дождь в лесу”.

Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.






See also:
Яндекс.Метрика