Урок по окружающему миру Золотые ворота в Древнюю Русь


Тема: «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Цель:

1.познакомить учащихся с памятниками культуры Древней Руси (иконой, кириллицей, летописью);

2.развивать аналитическое мышление: умение выделять главное, делать обобщающие выводы;

3.воспитывать любовь к нашей Родине, интерес к изучению истории государства.

 

 

Ход урока:

I.   Организационный момент.

 

-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

 

II.   Мотивационное начало урока.

 

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Славишься сёлами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквами.

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля необъятная…

-Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается именно с такого стихотворения?

-Есть времена в истории родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род.

 III.   Актуализация знаний.

 — Перед тем как мы начнем, работать я бы хотела дать индивидуальное задание Реут Жени.

— А мы продолжаем.

-Чем славилась Древняя Русь? (городами)

-Назовите города Древней Руси. (Новгород, Суздаль, Москва, Ярославль, Смоленск, Псков, Владимир)

Щелкнуть слайд

-Посмотрите на улицы древнего Новгорода

щелкнуть слайд

Новгород — один из древнейших русских городов. Его ещё называли Господин Великий Новгород. Славу Новгороду составил князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей.

 

-А это Москва.

Щелкнуть слайд

Москва – основана князем Юрием Долгоруким. На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Удобное географическое положение и относительная защищённость от набегов кочевников – всё это позволило Москве быстро развиваться.

 

-А это Успенский собор древнего Владимира.

Щелкнуть слайд

Владимир находился во Владимиро-Суздальском княжестве. Владимир был общерусским политическим княжеством, в нём было развёрнуто каменное строительство. В самом Владимире были построены Успенский собор и золотые ворота.

 

-Представьте, что вы попали в один из древних городов, опишите, каким вы его представляете. (рассказ ребёнка)

-Расскажите кого вы могли встретить в древнерусском городе, чем занимались его жители. (рассказ ребёнка)

Щелкнуть слайд

-Чем славились русские города? (памятниками культуры)

-О каких памятниках культуры мы с вами уже говорили?

 Проверка Реут Жени

Вывесить на доску!!!!!!!!! 

IV.   Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы продолжим путешествие вместе с нашими друзьями Анютой и Илюшей.

-Как вы думаете чем сегодня на уроке мы будем заниматься.

-Сформулируйте цели урока?

Щелкнуть слайд

А какова же тема урока?

Щелкнуть слайд

-Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира, они пропускают нас в Древнюю Русь.

-Почему ворота назвали «золотые»? (сделаны из золота)

-Вспомните выражения «золотые» руки, «золотое» сердце. Какие руки называют «золотыми»? (умеют всё делать, особенные). Почему сердце называют «золотое»? (доброе, отзывчивое, особенное).

-Почему ворота могли назвать «золотыми»? (чем-то особенны).

-Ответим на этот вопрос в конце урока. (вопрос над словом «золотые»).

 

V.  Открытие нового.

 

-Мы продолжаем путешествовать по Древней Руси. Ребята, вы слышите?

Звон колоколов

Что это звучит? (звон колоколов). Мы с вами попали в главный храм Владимира Успенский собор

Щелкнуть слайд.

В храме тихо и спокойно, горят свечи, священнослужитель произносит слова молитвы, слышно красивое церковное пение.

Щелкнуть слайд

-А зачем люди ходят в храм?

-Да, в храм люди ходят помолиться, отдохнуть душой, каждый храм собирает в себе всё культурное богатство народа.

Открыть учебники

-Посмотрите в учебнике на странице 34 иллюстрацию «Служба в православном храме». Чем украшены стены храма? (мозаикой, фресками, иконами)

-Что такое фрески?

Повесить слово

Проверим свой ответ с помощью текста учебника (с.34 последний абзац)

Щелкнуть слайд Повесить слово мозаика

-Главной частью храма является алтарь. Найдите в тексте учебника, что такое алтарь (с.35 первый абзац).

Повесить слово

-Во времена Древней Руси развивалась иконопись, что такое икона?  (с.35 второй абзац).

Повесить слово Щелкнуть слайд

В Древней Руси труд иконописца был очень почётным, и многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.

-Ребята, можем мы храм и иконы назвать памятниками культуры? Почему?

-Какой храм есть у нас в городе? Кто был?

Щелкнуть слайд

 

-Продолжаем путешествие, нас ожидает знакомство с интереснейшим памятником культуры. О котором вы узнаете, поработав по вариантам .

— На странице36 прочитайте раздел « грамоте учится- всегда пригодиться.»

-1 вариант:

О чём узнали, Кто придумал кириллицу?

-2 вариант:

Сравнить кириллицу и современный алфавит, что заметили? (есть похожие буквы, названия сложные)

Дети читают.

Отвечают. Щелкнуть слайды 3

-Ребята, можем мы кириллицу отнести к памятникам культуры? Почему? Повесить слово

 

ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!

 

  Щелкнуть до бересты

-А береста это памятники культуры?

-Давайте выясним.

-Раз люди придумали азбуку значит, писали письма и сообщения.

-Грамотой называли сообщение или письмо.

Посмотрите, на чём она написана.

Щелкнуть слайд

— Это бумага? Почему не на бумаге? (бумагу ещё не умели изготавливать)

-Грамоты писали на берёзовой коре (береста) .

-Буквы на ней продавливали заострённой палочкой.

— Как вы думаете, легко было писать на бересте? Трудно, но это было необходимо. Кто захочет после урока может попробовать.

-Ребята, как вы думаете, древние книги тоже писали на бересте? (нет, очень трудно)

Обратитесь к учебнику  (с.36 последний абзац-), ответьте на вопрос на чём писали книги и кто их писал.

(самостоятельное чтение)

-На чём писали книги? Что такое пергамент? Посмотрите на древнюю книгу

Щелкнуть слайд

-Книги делали из кожи, на одну только книгу могло уйти целое стадо. Чем украшали книги? На обложке блестели золотые и серебряные пластины и переливались драгоценные камни-самоцветы. Книги стоили очень дорого и купить их могли только очень богатые люди. Кто писал книги?

-Монахи жили в монастыре .

Щелкнуть слайд

Посмотрите на слайд . У каждого монаха в монастыре была отдельная комната-келья.

Обратите внимание , монах в келье за работой.

-Давайте перенесёмся в келью. Чувствуете запах дымящейся свечи? Небольшое окно пропускает мало света, полумрак, тишина, слышен лишь скрип пера по пергаменту. Что пишут монахи?

— Но это не вся работа монахов. Что еще они делали, нам расскажет Даша. Она подготовила дома материал на эту тему.

-Кроме книг монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли: строительстве храмов, военных походах, начале правления нового князя и о многом другом. Эти записи русской истории, расположенные по годам называются летописи .

Щелкнуть слайд

Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси.

-Не будем отвлекать монахов от работы, ведь труд летописца очень сложный, на пергаменте писать трудно, буквы должны быть красивые, ошибаться нельзя.

-Можем мы летописи отнести к памятникам культуры Древней Руси? Почему?

Повесить слово

VI.  Итог урока.

 

-С какими же ещё памятниками культуры мы познакомились? Какие новые слова узнали?

-О чём нам могут рассказать эти памятники? (о временах Древней Руси).

-Как мы можем ответить на поставленный вначале урока вопрос, почему ворота в Древнюю Русь назвали «золотыми»?

Щелкнуть слайд

(во времена Древней Руси была создана богатая и яркая культура).

VII.  Применение новых знаний.

-Давайте проверим, что мы запомнили. Выполним тест

—  Дети решают тест.

— Проверка. Щелкнуть тест

Оценки

Релаксация: оцените свою работу по плану. Руки покажите!!!!!!!

 1.Что на уроке привлекло моё внимание.

2.Что запомнилось.

3.Что удалось открыть.

4.О чём хотелось бы ещё узнать.

Щелкнуть тест

VIII. Домашнее задание.

С.46-53 прочитать, задание 4,5 по выбору.

 






See also:
Яндекс.Метрика