Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему Животный мир леса


Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему: «Животный мир леса»

с использованием формирования мыслеобраза

(технология биоадекватного преподавания)

Смирнова Вера Михайловна, учитель начальных классов

Особенностью методики преподнесения информации является то, что этапы проходят в определенном режиме, наиболее естественном для функционирования нервной системы человека

Первый этап – систематизация знаний проходит в активной форме повторения (у детей происходит фаза активного раскрытия через восторг и восхищение полученными знаниями на предшествующем интегрированном уроке)

Второй этапприобретение знаний разбит на две части:

Активная форма усвоения знаний с опорой на тактильное и чувственное восприятие предмета (рассмотрите, пощупайте, сравните).

Пассивная форма (релаксация) в стабильно спокойном комфортном расслабленном состоянии на основе природного знакомого и вызывающего восхищение образа происходит созерцание и накопление информации. В этой фазе формируется мыслеобраз и структурируется необходимая информация . В процессе передачи информации задействованы чувственные каналы восприятия: музыка леса, эмоции, запах леса, природная картина (слух, обоняние, зрение, чувства)

Третий этап – формирование умения использовать полученные знания проходит в активной форме. Учащиеся используют свои умения словесного описания, графического изображения, логической связи, включая визуальную, слуховую, моторную и логическую связь между абстрактным представлением и личным образом.

Четвертый этап – закрепление навыка использования знаний. На этом этапе происходит поиск собственных примеров на образцах с последующим повторением информации и её корректировки. Учащиеся анализируют и сопоставляют полученные знания с практической направленностью (с практикой и применением информации), используя при этом двигательные функции тела…

Здоровьесберегающий эффект достигается посредством целенаправленного использования в процессе обучения на уроке жизненно необходимых механизмов естественной нервно-гуморальной саморегуляции. Динамического механизма переключения ритмов головного мозга, который обеспечивает стимуляцию роста и развития, восстановления нервных клеток.

Тема: Животный мир зоны лесов.

Цель урока: Цели:

закрепить знания учащихся по теме «Животный мир зоны лесов»;

развивать познавательный интерес и творческую активность,

развивать умение работать в группах;

воспитывать любовь к Родине, доброе отношение к природе;

воспитывать уважение друг к другу.

Задачи урока:

1. Расширить знания о животных, природе.

2. Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к “ братьям меньшим”.

Оборудование урока:

Карта «природные зоны России» , презентация, музыкальное сопровождение «Звуки леса», природный материал : веточки хвойных деревьев и шишки, раздаточный материал для творческой работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступление в урок. Работа с ранее изученными понятиями.

— На предыдущих уроках мы познакомились с вами с природными зонами, которые располагаются в умеренном поясе.

— Посмотрите на карту. Слаид.

Покажите на карте и назовите природные зоны умеренного пояса.

(стихотворение С. Погореловского “Лес”)

Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою.Что нам шепчешь на заре?Весь в росе, как в серебре?Что в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.

— Как автор относится к лесу?(Любит, загадка для него)

-С одного из этих лесов этого пояса прислал нам гостинцы.

— Бережно достаньте из коробочек подарки и разложите на столе. Рассмотрите их. Почувствуйте запах леса, который исходит от веток.

— Что ещё, кроме веточек, вы видите? (шишки)

— Покажите и назовите, шишки и ветки каких деревьев у вас на столах? (ель, сосна, ….. )

— Среди этих гостинцев, есть ещё и вот такая замечательная и красивая шишка.

— С какого она дерева? (сибирский кедр)

— А что находится внутри шишки? (орешки)

— Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орешках, защитят вас от всех недугов, потому что благотворно влияют на защитные силы организма и укрепляют иммунную систему.

3. Определение темы урока.

-Кто уже догадался, какой лес прислал нам гостинцы? (Хвойный лес )

Слаид. Иллюстрация «Тайга»

Слово «Тайга» с языка многих северных народов означает «горы, покрытые лесами» . Мы понимаем под тайгой лес особого рода, а именно хвойный, лес без примеси других пород, лишь иногда берёзы и осины встречаются на местах пожарищ.

Рыжие и белые,

Бурые и серые,

Лохматые, усатые,

Порой, и полосатые,

Живут все дружною семьёй

В большой лесной квартире –

В своём ……(животном мире)

— Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

«Животный мир лесов умеренного пояса»

4. Работа по теме.

— И сейчас мы отправимся с вами на прогулку в лес.

— Садитесь поудобней…. Закройте свои глазки и представьте, что мы с вами оказались в лесу, который пробуждается от зимнего сна….Постарайтесь быть очень внимательными и наблюдательными, прислушивайтесь к каждому лесному звуку…….

Учитель читает …..

Закончились суровые морозы……..

Идти тоненькой ленточкой тропинки, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте весеннего леса – настоящее удовольствие. В лесу уже растаяли последние островки снега. Под весенними лучами солнца выделила пар земля. Включить фильм «Звуки весеннего леса» .

Солнечные зайчики заиграли на лужайке, они будто хотят рассказать всему живом в лесу, что время просыпаться.

Просыпаются деревья…. Пахнет смолистыми почками, хвоинками, корою деревьев. Тишина восхищает нас. Мы стоим неподвижно, словно ждем чего-то….. Прислушайтесь…… Птицы…. Как много в весеннем лесу значит заливистый щебет птиц, которые приносят на своих крыльях весну и тепло….. Наконец-то они вернулись, и теперь могут своим пением сделать прогулку по весеннему лесу еще лучше и приятнее. Поют дрозды. Тонко пищат рябчики,.. Пёстрый дятел принялся за работу……. Громко кукует кукушка….. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу…..

— Вот теперь возвращаемся в класс … Открываем глазки……

— Как вам первая прогулка по весеннему лесу?

— Какие звуки вы услышали?

Работа в группах.

Чтобы воссоздать тот образ леса, который вам представился….

— Положите перед собой лист бумаги с фоном. Из (1) конверта достаньте изображения деревьев, фигурки тех птиц, о которых услышали в рассказе… Создайте свою картину, приклеив фигурки на листе….

— Какие деревья не должны были появиться в вашей картине? Почему?

— Молодцы! И мы продолжим своё пребывание в гостях …

5. Физминутка:

Мы сейчас все дружно встанем,Отдохнем мы на привале.Вправо, влево повернись!Наклонись и повернись!Лапки вверх и лапки в бокИ на месте прыг да скок!А теперь бежим вприпрыжку,Молодцы, мои зайчишки!

Наиболее яркие представители животного мира сегодня, увидев вас у себя в гостях, готовы поведать маленькие тайны из своей жизни.

В лесу таёжном, в тишине,Прислушиваясь к голосам,Мы различаем пенье птиц…Вокруг… творятся чудеса:Лисицы, белки и ежи,Жуки, хорьки и волки,Живут на разных «этажах»,Скрываясь за иголки….

Лес прячет .. жителей своих -Для них он лучший дом.Животный мир — не для людей,И мы чуть-чуть побудем в нём…!

Дети в группах готовили рассказ о животном по плану:

1. Особенности внешнего вида.

2. Чем питается?

3. Как охотится?

4.Что узнали интересного про это животное?

Работа групп. «Домашнее задание»

(1) И первый, кто расскажет нам о себе, очень большой любитель вкусненького. Он любит полакомиться семенами шишек, в особенности орешками кедровых шишек.

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла ……. (бурундук)слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Бурундук

Зверек немного меньше белки. Задние ноги чуть длиннее передних. Хвост менее пушист, чем у белки.

Бурундук предпочитает жить в хвойных лесах на опушках, в кустарниковых зарослях, везде, где есть валежник. Он хорошо лазает и прыгает по деревьям как вверх, так и вниз головой. Однако большую часть времени проводит на земле, нередко в норе, которую строит под корнями деревьев или буреломом. Нора часто имеет две камеры. Одна из них гнездовая, а другая кладовая — здесь припасена пища на весну. Питается этот зверек кедровыми орешками, хвоей, травянистыми растениями, а также поедает насекомых и мелких позвоночных животных. Примерно с середины лета бурундук начинает собирать корм (семена, зерна), запасая его впрок. Зиму проводит в спячке. Пробуждается в начале весны, когда растения еще прикрыты снегом. Вот тут и выручают запасы, заготовленные с осени.

(2) Фыркает четвероножик.

Маленький, колючий…. (ёжик)слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Ёж небольшой зверек,  ведет одиночный сумеречный, образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат дождевые черви, жуки, мышевидные грызуны, птицы, их яйца и птенцы. Он смело нападает на гадюку и всегда выходит победителем в схватке с ней. Осенью ёж охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды.

Есть у ежа и враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его уже поджидает лиса…

(3) В природе он в тайге живёт,

Не царствует там тополь.

Где хвойный лес, сосна растёт,

Мелькнёт красавец ……(соболь) – слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Соболь

Основное местообитание соболя — глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. Селится также в горных лесах таежного типа. Везде ведет оседлый образ жизни, придерживаясь определенного индивидуального участка, который покидает в самом крайнем случае.

В дневное время соболь плохо видит и держится неуверенно, зато ночью обнаруживает большую ловкость. В случае необходимости может нырять в снег и двигаться в его толще.

Выходя на охоту, соболь обязательно пробегает по каждому лежащему на его пути стволу упавшего дерева, обследуя вывернутые корни, рытвины, где находит норы мышевидных грызунов, которые составляют его основную пищу. Кроме того, соболь нападает на различных наземных птиц и зверьков (например, на бурундуков, зайцев), а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом он поедает различные ягоды (голубику, рябину, черемуху, шиповник). Большое место в питании соболя занимают кедровые орехи. Живут соболи в неволе 15—18 лет.

(4)Живет она в глухих лесах,На ушках – кисти, при усах.Большая кошечка, однако,Размером, прямо, как собака.Такой уже не скажешь: «Брысь!».А это значит: кошка -…(РЫСЬ) — слаид

Фильм + рассказ ученика.

Рысь.

Рысь водится в таёжной зоне от Скандинавии до берегов Тихого океана. Она хорошо лазает по деревьям, прекрасно плавает и уверенно чувствует себя на земле. Высокие ноги, сильное туловище, острые зубы и превосходно развитые органы чувств делают её опасным хищником. Рысь охотится на птиц, мелких грызунов, реже — на небольших копытных, а иногда на лисиц, домашних животных, забирается в стада овец и коз.

(5) Трусишка этот летом серый

Ну а зима придёт – он белый. (заяц) – слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Заяц-беляк

Заяц-беляк обитает в тайге и смешанных лесах; предпочитает еловые участки с лиственным подлеском и травяным покровом. Передвигается заяц прыжками. Более длинные задние ноги позволяют ему делать большие прыжки и скрываться от преследователя. К зиме лапы зайца обрастают шерстью, которая увеличивает их общую поверхность и предохраняет ноги от увязания в рыхлом снегу.

В сумерки и ночью он питается: летом поедает травянистые растения, грибы, а зимой — мелкие ветви и кору деревьев, кустарников.

(6)По лесу серый хищник ходит

На зайцев ужас он наводит. (волк) – слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Волк

Волк — это крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Волк широко распространен на территории нашей. Везде охотится за крупной добычей: дикими копытными (кабан, лось и др.). Успешно ловит зайцев, мелких грызунов, птиц, поедает падаль. Охотятся волки не в одиночку, а сообща. В поисках добычи они бродят стаями по 10-15 особей. В состав стаи входят старые волк, волчица и их дети из последнего и прошлогоднего выводков.

Зимой в поисках добычи волки рыщут по открытым пространствам, совершая суточные переходы на расстояния до 50 км. Бегают они друг за другом, ставя лапы точно след в след, так что кажется, будто пробежал всего один зверь.

(7) Любитель жёлуди искать

И спинку о корягу почесать… (кабан)слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Кабан

Кабан — крупное животное.

Живет в лесах, по берегам лесных рек и озер. Кабаны держатся стадами, иногда состоящими из нескольких десятков животных. Активны они преимущественно ночью, а днем спят под защитой деревьев или в зарослях кустарников и высокотравья. Кабан — всеядный зверь, он потребляет не только клубни, корневища, корни различных растений, орехи и семена, но и животные корма: дождевых червей, насекомых, мелких позвоночных. В поисках корма кабан может перерыть большой участок земли.

(8) Большой, коричневый, лохматый

Он неуклюжий, косолапый… (медведь)слаид.

Фильм + рассказ ученика.

Бурый медведь

Излюбленные места обитания бурого медведя — таежные хвойные леса, реже — лиственные леса с обильным буреломом. Хотя с виду этот медведь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Медведь активен в сумерки, а днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на охоту. Питается птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мед, иногда приходит за ним на пасеку. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, северных оленей.

Присутствие медведей в местах обитания выдают следы в виде потертостей, царапин, задиров, сделанных на стволах деревьев.

Зиму медведи проводят в берлогах в состоянии сна. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под буреломом, в расщелинах скал.

(9) Он длинноногий и рогатый.

Говорят о нём : сохатый. (лось) – слаид.

Фильм. + рассказ ученика.

Лось

Лось — типичный лесной зверь. Очень ловок и быстр в движениях, может проходить самые топкие болота, распластав передние ноги. У него хорошо развиты слух и обоняние, а зрение слабое.

Летом лоси питаются сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников. Зимой употребляют исключительно веточный корм — ветки ивы, рябины, осины и березы. В это время лоси обычно держатся вместе по две-четыре особи, иногда (правда, довольно редко) собираются в более многочисленные группы. На снегу лось оставляет след, состоящий спереди из отпечатков крупных копыт, а сзади из небольших ямочек от «копытец» — двух укороченных пальцев.

Главные враги лося — волки. При их нападении лось обороняется ударом ногой вперед. Таким же приемом он способен даже отогнать медведя. Лось — ценное промысловое животное, от него получают вкусное и питательное мясо и ценные шкуры.

(10) Вот так рыжая плутовка!

След свой заметает ловко… (лиса)слаид.

Рассказ ученицы

Лисица

Лисица обитает на различных участках леса. Передвигается лисица обычно легкой рысцой. Следы ее располагаются строго по прямой линии. В случае опасности зверь переходит на галоп и может делать прыжки длиной свыше 4 м. Летом пища лисицы более разнообразна — она кормится также насекомыми, ягодами, плодами различных растений.

А основной пищей служат ей мышевидные грызуны (мыши, полевки и др.). Очень своеобразна охота лисы на мышей в зимнее время, так называемое «мышкование».

Фильм «Лиса мышкует».

Создание пейзажа «Жители леса».

— Мы совершили увлекательное путешествие ….. Чуть-чуть смогли заглянуть в жизнь животного мира…..

— Вспомните всех гостеприимных хозяев леса, которые повстречались вам во время путешествия …. Найдите их изображения во (2) конверте

и закончите свою картину …

Все детали вашей картины приклейте на лист.

Дети работают под сопровождение «Звуков леса».

Выставка работ групп.

8. Обобщение.

— Нужны ли лесу животные? Почему? (Ответы детей)

— Можно ли сказать, что человек и лес это единое целое?

Предлагается ситуация.

— Могут ли люди жить без природы и леса? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы и леса”. Прав ли он?

(По ходу ответов детей на доске появляется запись)

9. Итог урока.

— Итак, с какими животными мы сегодня познакомились поближе? (Ответы детей)

Большое вам спасибо за то, что вы хорошо поработали дома и сделали интересные сообщения в классе.






See also:
Яндекс.Метрика