Урок по окружающему миру в 4-м классе Мастера печатных дел Конспект урока презентация


Урок

по окружающему миру

в 4 «В» классе

«Школа России»

Раздел: История Отечества

Тема урока:

«Мастера печатных дел»

Учитель Черкашина И.Б.

Тип урока- Формирование новых знаний.

Цели урока:

Образовательная.

-.Познакомить учащихся с с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Фёдоровым, с первыми книгами.

Развивающая.

развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас

-развивать мыслительную деятельность, память , внимание.

Воспитательная.

-. воспитывать интерес к истории, прививать любовь к чтению.

— формировать у учащихся бережное отношение к книге.

Оборудование:

Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», карточки-тесты, тетрадь, толковый словарь Ожегова С.И. ,презентация урока.

Формы организации работы с классом.

Ход урока.

Этапы, методы, приёмы работы с классом.

Порядок показа

слайдов.

Подготовка и мотивация.

Самостоятельная работа по карточкам.

(Взаимопроверка)

Беседа .

Сообщение ученика.

Беседа

Ученик рассказывает стих

Сообщение ученика

Показ литеров.

Сообщение ученика.

Поисковое чтение.

Самостоятельная работа.

Просмотр фильма.

Беседа

Беседа .

Поисковое чтение. Работа в тетради.

(Работа в парах)

Организационный момент.

Мне хотелось, чтобы на уроке нам сопутствовали

Улыбка

Сотрудничество

Понимание

Единодушие

Хорошее настроение

(одним словом – Успех)

Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним по какой теме мы работали на прошлом уроке? (Правление Ивана 111)

-Проверка домашнего задания пройдёт в виде теста.

Работаем по вариантам. На работу отводится 2 минуты.( Приложение1).

— Итак, какие главные перемены на Руси произошли при Иване111? ( Русь освободилась от Ордынской зависимости, Русь окрепла, новый облик приобрела столица – Москва.)

3.Актуализация знаний.

— Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации.

— Узнали ли вы, кто на них изображен?

— Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. Предположите, что может объединять этих людей?

(На экране: иллюстрации с изображением летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.)

( Предположения детей.)

(Этих людей объединяет то , что все они принимали участие в создании книг, имеют отношение к книге.)

— Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.( Книга.)

— Правильно, этих людей объединяет то, что они имели отношение к созданию книг.

Формирование темы урока и постановка цели урока.

Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

-Откуда взялось печатное творение?

-Кто его придумал? Давно ли?

-Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга?

Интересно было бы вам узнать об этом?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

-(высказывания детей)

Тема урока звучит так: Мастера печатных дел.

-Сегодня на уроке мы постараемcя узнать и ответить на интересующие нас вопросы, познакомимся с историей книгопечатания.

Но сначала мы отправимся в 9 век.

Сообщение ученика.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы.Создавая славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий, брали за образец свою , греческую, но многое им пришлось придумать и самим. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском – 43.Название букв похоже, но полностью не совпадает.

(таблица греческие и славянские буквы)

Если прочесть названия первых букв греческого алфавита

Альфа + бета (вета), то получится слово- Алфавит. Так мы называем порядковое сочетание букв любого языка .А если прочитать название первых букв славянского алфавита Аз+Буки+Веди, то получится слово — Азбука.

Выучив славянский алфавит, наши предки могли читать , а затем начали сами писать различные книги, документы, используя для этого Кириллицу.

Обобщение: А чему способствовало создание славянской азбуки?

( распространению письменности на Руси.)

-Давайте вспомним, как создавались первые книги.

(самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.)

-Кто и где вёл первые записи событий по годам? (летописцы при монастырях)

-Назовите известную летопись Древней Руси.( Повесть временных лет)

-Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор).

-Давайте послушаем отрывок из стихотворения Натальи Кончаловской о создании древних летописей.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя написал он в грозный час,

И слова его простые

Сквозь века дошли до нас.

— Не один год уходил на переписку этих книг. Можно представить, как мало было книг и как они дорого стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги , более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.

— Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди? Что придумали люди, чтобы не переписывать книги от руки? ( Книгопечатание).

А кто был первым изобретателем книгопечатания?

(Иоганн Гутенберг)

Сообщение ученика

Изобретатель книгопечатания.

В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал деревянный печатный станок и металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской, а сверху накладывал лист бумаги и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год

( Кстати, литеры используются и сейчас в современном оборудовании. Давайте рассмотрим их.)

После уникального изобретения литеров и печатного станка — Книгопечатание стало распространяться в Европе. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.

Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал первым печатать книги?

-В 16 столетии правил первый русский царь Иван Грозный. Границы России расширялись. Возросла потребность в грамотных людях. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве печатный двор. ( типография – словарь Ожегова)

Новое и трудное дело поручил Ивану Фёдорову.

А кто же такой Иван Фёдоров?

Сообщение ученика о жизни И. Федорова.

Иван Фёдоров родился около 1510 года.

Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов. Был у него помощник Пётр Мстиславец. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.

— Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.

-Почему именно Ивану Фёдорову поручили трудное дело?( был знаком с литейным делом, знал как делать буквы- литеры, имел представление о печатном станке)

Работа по учебнику.

— Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте.

— Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым?( Апостол)

-Кто такие апостолы? (Словарь – Ожегова)

— Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года).

— Опишите эту книгу.(похожа на рукописную, церковного содержания)

На создание первой книги ушёл целый год.

-А сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма 1941 года , как Иван Фёдоров печатал первую книгу.

В фильме Иван Фёдоров говорит: «Каждый в жизни своей должен малый подвиг совершить, долг отдать родной земле.»

-Как вы понимаете это выражение.? ( Сделать что- то полезное для людей, для родины, чтобы осталось в памяти.)

-А можно сказать , что Иван Фёдоров совершил подвиг?

(ответы детей)

Итак, Апостол –это первая датированная русская печатная книга , с её выходом принято считать начало русского книгопечатания.

Потом Иван Фёдоров напечатает много других книг, но уже не в Москве. Предполагают, что причиной его отъезда стало недовольство переписчиков книг, боявшихся остаться без работы. Он уезжает в Литву , а затем на Украину. Здесь его называли Иван Друкарь Московский. Друкарь по-украински печатник.

Физкультминутка.

— А сейчас мы прочитаем отрывок из книги Фёдорова.

Поучение сыну.

Сыну мой, приклони ухо твое,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твое

К научению моему,

Понеже украсит тебе.

Понеже— потому что, так как.

— Понятен ли вам его смысл? Почему? Много устаревших слов, которые мы не используем в современной речи.

(В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.)

— Хотели бы вы узнать, как называлась эта книга?

— Найдите ответ на этот вопрос на стр. 83.(3-ий абзац)

— «Азбука» была издана в 1574 году в городе Львове. Она учила малышей не только грамоте, но и как правильно вести себя в жизни. Это было первое печатное пособие на Руси для обучению письму и чтению.

— Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первой «Азбуки»?

( Издание первой азбуки имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего развития и укрепления славянского языка.)

— Умер Иван Фёдоров во Львове 6 декабря 1583 года. Но не умерло его дело. В Москве и во Львове поставлены памятники Ивану Фёдорову.

— На одной стороне постамента имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.

— В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?

— На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите имена и фамилии авторов в тетрадь , стр.30. ( Работа в парах..)

а) Автор букваря, который переиздавался не один раз. (Василий Бурцов)

б) Автор «Грамматики», по которой позднее учился Ломоносов. (Мелетий Смотрицкий)

в) Автор букваря, монах Чудова монастыря.

(Карион Истомин)

-Какая русская пословица 17 века получилась?

Слово – ветер, а письмо – век.

Как вы понимаете смысл пословицы?

— Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»?

— Каково значение начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. ( Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки, печатное дело помогло распространению грамотности, просвещения на Руси.)

4.Закрепление изученного .

— Кто повелел открыть типографию в Москве?( Царь Иван Грозный)

-Кто был первопечатником в России?( Иван Фёдоров.)

-Назовите самую первую книгу, напечатанную Фёдоровым (Апостол)

-В каком году она была издана?

-Что ещё напечатал Иван Фёдоров? ( Первый русский букварь)

В каком столетии в России стало больше грамотных людей? ( в 17 столетии)

-Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка. Помните, сколько труда затратили люди на изготовление книги, обращайтесь с книгой бережно. Сейчас в современных типографиях

почти всё делают машины. В нашем городе тоже есть типография. Продукцией которой являются газеты, брошюры, различные бланки. И у нас есть возможноть посмотреть , как работают современные машины, как печатаются газеты. На следующем уроке мы посетим нашу типографию.

5. Подведение итогов урока.

— Понравился ли вам наш урок?

Выставка книг

«Как делают книгу» В.П. Дацкевич.

«Книжкин дом» В.Г. Валькова, А.Н. Спаль.

«Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетров.

Рефлексия.

Домашнее задание.

1) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.82- 86).

2) Выполнить задания (с. 86).

3)* Подготовить сообщения об авторах учебников 17 века.

Слайд № 1.

Слайд № 2

Проверка теста.

Слайд № 3.

Что объединяет этих людей?

Кирилл и Мефодий, Нестор , Иоганн

Гутенберг.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика