Урок по окружающему миру в 4 классе Программа Школа 2100


Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цели: формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением;

в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены;

воспитывать физическую культуру младших школьников, информационную культуру.

Задачи: выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения;

расширить представления обучающихся о способах защиты от инфекций, закрепить знания при решении практических задач, провести контроль первичных знаний;

формировать интерес к изучаемому материалу; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью;

развивать умение осуществлять поиск информации, ставить цели, принимать решения;

развивать умение работать в группах, высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение товарищей.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев 4 класс,

рабочая тетрадь 4 класс,

словари С.И.Ожегова (термины: микроб, инфекция, 1 на группу),

компьютер,

мультимедийный проектор,

презентация к уроку,

раздаточный материал (карточки с цифрами, карточки с текстами,

сетки кроссвордов).

Ход урока

1.Организация внимания учащихся.

Слайд 1.

— Здравствуйте ребята!

Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась?

Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и…

Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.

— Вы сегодня все здоровы?

— Я очень рада! Садитесь!

2. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.)

На предыдущих уроках мы познакомились с разными системами органов человека. Давайте вспомним их.

— Какие системы органов человека вы знаете?

(Органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы чувств, нервная система, опорно-двигательная система.)

Слайд 2.

— Сейчас вы будите работать по карточкам. Соедините систему органов с фразой, которая ей соответствует (работают по карточкам).

— Проверим, как вы справились с заданием. Покажите карточку с номером правильного ответа.

3. Постановка темы урока и создание проблемной ситуации.

— А вот как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека? (От слаженной работы всех организмов зависит здоровье человека.)

— Кого сегодня нет на уроке?

— В чём может быть причина?

Дополнительно.

— По опросу соц. педагога в школе сегодня отсутствует 32 человека.

— В чём может быть причина?

— Иногда, здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает его организм.

— Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О заболеваниях.)

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Слайд 3.

-«Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

4. Изучение нового материала. Целевая установка.

— В названии темы смысл всех слов вам понятен? (Что такое инфекция?)

Дополнительно.

— Кто знает, что такое «инфекция»?

— Объединитесь в группы и найдите в толковом словаре понятие этого слова. (Дети читают.)

Слайд 4.

— Правильно, в переводе с латинского языка инфекция – заражение.

— Как вы можете объяснить смысл выражения инфекционные заболевания? (Заразные заболевания.)

Итак, что нам сегодня предстоит выяснить? Слайд 5. ( Что вызывает болезнь? Причины заболевания.)

— Кто знает, что является причиной болезни? (Микробы.) Слайд 6.

-Что вы можете сказать о микробах? ( Микробы – это очень маленькие существа).

-Правильно, их можно увидеть только с помощью микроскопа.

— Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 57.

— Давайте прочитаем 1-й и 2-й абзацы на стр. 56-ой и узнаем, как влияют микробы на наш организм.

— Так что защищает нас от бактерий? (Таблички с названием: белые кровяные клетки, кожа).

— Как вы думаете, если человек заболел, что происходит с белыми кровяными клетками? (Их количество увеличивается.)

— Какие ещё признаки заболевания вы знаете? ( Повышенная температура, вялость, бледность, рвота, кашель, чихание, краснота кожи, боль в горле, головная боль, утомление, насморк.)

— Признаки заболеваний, которые мы с вами вывели могут поразить организм человека, в том случаи, когда защита организма ослаблена.

— Давайте поработаем в парах. Прочитаем следующие 2 абзаца и выделим причины заболевания (с.56-57).

— Что может быть причиной заболевания? Слайд 7.

— Какой вывод мы можем сделать? ( Мы заболеваем в том случаи, когда защита организма ослаблена.)

— А что происходит с организмом, когда мы заболеваем?

— Давайте узнаем, что нам об этом написано в учебнике (стр. 57-58, 3-4 абзац).

— Надо ли бороться с температурой тела, если она не достигла 38 С?

— Почему?

— Правильно ребята! Но прежде чем мы продолжим разговор, мы разучим комплекс оздоровительных упражнений.

5. Физминутка. Слайд 8.

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём

Молодцы вы, ребятишки!

6. Решение проблемы (продолжение).

— А теперь давайте подумаем, какие инфекции передаются по воздуху, т.е. воздушно-капельным путём? Слайд 8. (ОРВИ, грипп, ангина.)

Слайд 9.

— Грипп является самой распространённой инфекцией и очень опасной.

— Этими болезнями человек может болеть только один раз? (Нет. Человек может заболеть много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.)

— Как уберечь себя от этих болезней?

— Микробы могут попасть в организм человека не только по воздуху, но и другим способом. Каким? ( Через воду, грязные руки, пищу.) Слайд 10.

-Просмотр мультфильма «Митя и Микробус». Слайд 11.

— Куда попали микробы? ( В рот, а затем в желудок.)

— Как называются такие заболевания? (Желудочно-кишечными.)

— Какие желудочно-кишечные заболевания вы знаете? ( Дизентерия, гепатит (в народе желтуха), сальмонеллёз.) Слайд 12.

— Это самые опасные и распространённые кишечные инфекции.

— Ребята приготовили мини-проект о том, как уберечься от кишечной инфекции.

Ученик 1. При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.

Ученик 2. Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие растворы, ими же протирают дверные ручки.

Ученик 3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать продукты на стихийных рынках, с рук. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается дезинфицирующим раствором. Нельзя, чтобы заболевший человек участвовал в приготовлении пищи.

Вывод.

— Как надо вести себя, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями?

Слайд 13.

— Однако есть болезни, которые опасны только один раз. Прочитаем об этом в учебнике на стр.58-ой.

— Как ведут себя некоторые дети, когда объявляют о прививках?

— Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прививка»

— На прививку! Четвёртый класс!- Вы слыхали? Это нас!-Я прививки не боюсь:Если надо – уколюсь:Ну, подумаешь, укол!Укололи и – пошёл…Это только трус боитсяНа укол идти к врачу.Лично я при виде шприцаУлыбаюсь и шучу.Я вхожу один из первыхВ медицинский кабинет.У меня стальные нервыИли вовсе нервов нет!Если только кто бы знал бы,Что билеты на футболЯ охотно поменял быНа добавочный укол!- На прививку! Четвёртый класс!- Вы слыхали? Это нас!..Почему я встал у стенки?У меня … дрожат коленки…

— Нужно ли бояться прививок?

7. Первичный контроль знаний.

1. – У вас на столах лежат карточки. Вставьте пропущенные слова, чтоб сделать вывод: если человек будет вести здоровый образ жизни, то у него малая вероятность заболеть инфекционными заболеваниями. Но если он заболеет, тогда выполняя рекомендации врачей, ежегодно делая прививки, он сможет быстро выздороветь.Самостоятельная работа в группах.

— Ваша задача решить кроссворд и прочитать главное слово.

Задания:

1. Водные процедуры. (закаливание)

2. Утренняя гимнастика. (зарядка)

3. Пейте дети … олоко)

Будете здоровы.

4. Что помогает человеку укреплять свой организм? (спорт)

5. Цитрусовый фрукт, который содержит огромное количество витамина С. (лимон)

6. Что полезного находится во фруктах и овощах? (витамины)

7. Как называется учреждение, в которое за помощью обращается больной человек? (больница)

8. Зачем человеку нужны лекарства? Чтобы победить …. (болезнь)

Проверка:

— Что для человека дороже всего? Слайд 14.

— (Здоровье)

8. Итог урока.

— Подводя итог урока, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не заболеть? ( Надо вести здоровый образ жизни.)

9. Рефлексия.

— Откройте свои дневники. Оцените своё настроение, свою работу, закрасив кружок определённым цветом.

Оценки за урок.

10. Домашнее задание. Слайд 15.

— Стр. 59, ответить на вопросы.

Дополнительно.

Творческое задание (мини-проект)

Составить памятку о том, как уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.

Эти памятки мы раздадим всем учащимся, которые отсутствуют сегодня в нашей школе.

Оценки за урок.

10. Рефлексия. Слайд 16.

— Какой сегодня был урок?

Он нам так дружно показал,

Что здоровье нужно всем

И малышам, и даже тем,

Кто, позабыв свои дела,

Пришёл сегодня к нам сюда.






See also:
Яндекс.Метрика