Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Школа России Лес и человек


Конспект урока по окружающему миру, проведённого

в 4 «В» классе Ариф Т.М.

Тема: «Лес и человек»

Цель урока:

1.Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока:

Образовательная.

1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающая.

1.Развивать монологическую речь учащихся.

2.Развивать память.

3.Развивать логическое мышление.

4.Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательная.

1.Воспитывать уважение и любовь к природе.

2. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва 2007 год; рабочая тетрадь к учебнику; карточки со стихотворением; рисунки животных и растений, занесённых в Красную книгу; рисунки растений лесной зоны; доклады о животных и растениях, занесенных в Красную книгу; наборы листьев; аудиозапись песни «Лесной марш»Ю.Чичкова, презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей у рока.

-Послушайте песню Чичкова «Лесной марш»

-О чем поется в этой песне?

-А кто должен сберегать лес?

-Тема нашего урока- «Лес и человек»

3.Проверка знаний.

аронтальная работа

-перед тем, как перейти к изучению нового материала, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

-Дайте подробное описание местоположения зоны

лесов и расскажите о природных условиях, которые

там сложились.

-Какие части составляют лесную зону?

б)Блиц-турнир «Я знаю лес»

Дальнейшую работу выполним письменно.

-Перед вами листочки. Я задаю вопрос, вы отвечаете

только одним словом.

Какой лес мы называем тайгой?

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны, тем самым, помогая сосне размножаться?

Узнай дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

Какой лес образуют хвойные и лиственные деревья?

Какие леса образуют теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями?

Найди лишнее дерево, которое не относится к широколиственным лесам: дуб, липа, клен, вяз, лиственница.

-Хорошо.

-На парте есть карточки с листьями и плодами различных деревьев. Покажи лист клёна, плод сосны, плод ели, лист дуба.

-Какие леса образуют эти деревья?

-Поменялись листочками. За каждый правильный ответ ставим плюс.

-Поднимите руки у кого все плюсы. Молодцы.

-У кого пять плюсов?

-У кого три и менее?

4.Изучение нового материала.

а)-Послушайте

стихотворение

Русский лес. С.Никулина.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

-О чем говорится в этом стих-е?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Прочитайте еще раз про себя.

Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

-Что ещё человек находит в лесу?

А как лес может обогреть человека?

-Значит лес для человека источник топлива.

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

-А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?

-Значит, лес-это еще и дом для растений и животных.

б) Работа по учебнику.

Стр.106-107.

-Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей»

-Какие роли выполняет лес?

Чем является лес для воздуха?

-Чему еще лес является защитником?

-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас

получилась схема.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

-Послушайте еще одно стихотворение и подумайте о какой

экологической проблеме идет речь?

Н.Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.

— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

-Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектар леса. Это участок длиной 2км и шириной 100м. А сколько это за 10 мин., за час, за год?

Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

-Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

Многие из животных занесены в Красную книгу.

-Послушаем доклад об одном из таких животных.

(утка-мандаринка)

— Послушайте рассказ. Подумайте о какой экологической проблеме идет речь?

-Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца. Когда же девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету

яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берешь с собой мусор? –сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

-Стыдно перед соловушкой, -тихо ответила Лида.

-Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

— О какой проблеме идет речь?

— К сожалению люди очень часто не обдумывают свои поступки. Послушайте стихотворение В. Шефнера.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.

-Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес?

5.Работа в рабочей тетради.

Стр.35 №1.

Прочитай задание. Что нужно сделать?

Стр.35 №3

Прочитай. Что нужно сделать?

6.Закрепление.

-Назовите, с какими значениями леса мы познакомились?

-С какими экологическими проблемами мы познакомились?

-Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес?

7.Домашнее задание.

Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4.

8.Подведение итогов. Оценки.

Предполагаемые

ответы

учащихся

о лесе и о березках, которые надо сберечь

человек

Тайга, смешанные леса, широколиственные леса

хвойный

Кедровка

сосна

смешанный

широколиственные

лиственница

смешанные

О лесе

Об отношениях между человеком и лесом

Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь

В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

пищу, воду

Дрова, а дрова это деревья

шкафы, парты….

карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

Нас ждут в лесу рябина

живут

домом

животных…



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика