Урок по окружающему миру в 4 классе Бывают ли животные ОПАСНЫМИ


Урок окружающего мира в 4 классе

«Бывают ли животные опасными»

Пилипчук наталия николаевна,

МБОУ СОШ №7, учитель начальных классов, г. Донецк, Ростовской области

Предмет: окружающий мир

Возраст детей: 4 класс

Место проведения: класс

Цели урока:

Образовательные:

Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных.

Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животных с другими.

Научить обучающихся осторожному обращению с дикими и домашними животными, познакомить с правилами безопасного поведения с животными.

Обеспечить условия для поиска нужной информации.

Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.

Развивающие:

Развивать творческую активность, речь.

Формировать навыки наблюдений.

Воспитывающие:

Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Вызывать у детей ощущение причастности к природе, прививать любовь к животным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, иллюстрации с изображением животных изученных групп, опасных животных, правила поведения при укусах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Ожидаемый результат:

знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными;

повышение активности обучающихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование обучающимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. – 1 часть. –

М.: Вентана — Граф, 2011.

2. Дополнительная литература обучающихся (энциклопедии)

Ход урока:

Организационный момент.

Задача этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.

Окружающий нас мир интересно познавать!Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Задача этапа: выявление уже имеющихся знаний по теме.

— Какие животные встречаются в нашей местности? (Собаки, кошки, волки, кабаны, зайцы, лисы….)

— Можно сказать, что окружающий нас животный мир разнообразен? (да)

— Но всегда ли так безопасны животные как нам кажется на первый взгляд? (не всегда)

1. Определение темы.

— Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке? (о животных, об опасных животных)

— Тема нашего урока «Бывают ли животные опасными?»

2. Постановка проблемной ситуации.

— В чём состоит опасность животных для человека?

Крупные хищные животные

Ядовитые особи

Переносчики инфекции

3. Определение целей.

— Исходя из темы, какие поставим перед собой цели урока?

Знать представителей животного мира, которые могут причинить нам вред.

Знать правила поведения при встрече с опасными животными.

Как оказать первую помощь.

Работа в группах.

— Поработаем в группах

1. Самостоятельная работа с источниками информации. Индивидуальные задания в группах.

Задача этапа: Учить ориентироваться в тексте учебника, выделять из текста главные идеи, обобщать их, делать выборки. Закреплять умение работать со словарями.

— Перед вами источники информации: учебник, энциклопедии, справочники, словари, ваши мобильные телефоны, интернет, я — как источник информации.

— Время работы в группах 5 минут. За это время, поработав вместе, вы должны:

1. Назвать представителей животного мира, которые могут причинить нам вред.

2. Правила поведения при встрече с опасными животными.

Как оказать первую помощь.

группа — исследует Хищных зверей.

группа — работает с Ядовитыми особями.

группа — с Переносчиками инфекций.

2. Ответы:

1 группа — Хищные звери

— Назовите представителей хищных животных:

Звери

Львы, тигры, леопарды, пантеры, пумы

Медведи

Волки

Гиеновые собаки

Серая и чёрная крысы

Расскажите о семействе кошачьих.

Эти животные нередко становятся людоедами. Тигры нападают на людей чаще, чем другие кошки, и причины такого поведения могут быть различными: недостаток корма, старость, ранение.

Причины, по которым животные могут нанести вред человеку?

Испуг

Голод

Оборона

Боль

Защита детёнышей

Охрана территории, пищи

1.Морские обитатели

Акула, пиранья, мурена, барракуда

Скат электрический, хвостокол (морской кот)

Австралийская кубомедуза

Морской ёж, большой дракончик, морской окунь, морской ёрш, иглобрюх, бородавчатка

Улитки Конусы (крупные экземпляры)

Маринка обыкновенная, осман, усач (марена), фуга

Расскажите об акуле

Акулы-людоеды достигают в длину 12 м. От контакта с проплывающей рядом акулой у человека сдирается кожа. Акула нечувствительна к боли и очень живуча. Акул пpивлекает кpовь даже в малом количестве. Даже мелкая и узкая река может привлечь голодную акулу. Голодная акула нападает мгновенно. Акулы может запрыгнуть в шлюпку. Её поведение непредсказуемо.

Расскажите о пиранье

Пиранья — маленькая кровожадная рыба, всего каких-то 20 см. Мышцы челюсти так развиты, что взрослая пиранья способна легко перекусить палку или человеческий палец.

Огромными стаями они нападают на любую добычу, вырывая куски мяса из тела жертвы, они способны за минуту очистить до скелета крупное животное. Этих рыб привлекают всплески воды и запах крови.

Раны, которые остаются после ее зубов, очень серьезные и до конца никогда не заживают.

Пираньи, как волки, являются санитарами — убивают более слабых, старых и больных.

группа — Ядовитые особи.

Представители опасных — ядовитых животных:

Насекомые

Малярийный комар (Африка)

Пчёлы, осы, шершни

Муха цеце (Африка)

Гусеницы бабочек

Слепни, мошка, клопы

Многоножки, сколопендра

Скорпион

Паук птицеед, каракурт, тарантул, странствующий бразильский паук

Пчела

Одна из пород медоносной пчелы, происходящая от африканской, сейчас считается самой опасной пчелой. Хотя она нападает на человека, только если ее спровоцировать, но затем она упорно преследует обидчика, постоянно жаля. Ее яд действует не сильнее, чем яд других пчел, но, так как она жалит многократно, и многочисленные укусы этих разъяренных пчел могут оказаться смертельными для человека. Её жало не имеет зазубрин и легко выходит из тела жертвы. Пчёлы гибнут, если не могут извлечь жало. Но даже укус одной пчелы может быть опасным. При индивидуальной непереносимости может наступить отек горла. Длина пчелы до 4 см.

Паук крестовик

Самый распространённый в России паук — крестовик обыкновенный. У него светлое крестообразное пятно на верхней стороне брюшка. Обычные места обитания крестовика — заросли кустарников, высокие травостои, деревья. Нередко забирается он и в жилые постройки в сельской местности. Его укус вызывает жгучую боль, а в месте проникновения яда возможны кровоизлияния и омертвение тканей.

Пресмыкающиеся

Песчаная эфа (Африка, Индия)

Кобра королевская

Индийская кобра (очковая)

Гремучая змея

Гадюка (Россия, Европа, Северный Китай)

Морская змея ластохвост (Австралия)

Ящерица Жилатье (США, Мексика)

Крокодил

Гадюка

Змея длиной до 50 см.  Может быть разного цвета, но с темным зигзагом на спине и рядами тёмных пятен вдоль него. Глаза яркие, красновато-бурые. Особенно много гадюк в болотистых местах.

Гадюка рождается злой и остается злой до конца жизни. Почти с одинаковым бешенством кусает гадюка, как живое существо, так и палку или камень. Никогда не обращается в бегство, даже если ее противник гораздо сильнее и больше. Бросается даже на свою тень. Она всегда настороже и одинаково готова и к защите, и к нападению. При нападении змея громко шипит, надувается, свертывается и втягивает шею. Атака молниеносная. Часто промахивается, но тут же делает следующую попытку, пока не добьется своего.

Спасённый человек долго болеет, укушенное место отмирает. Запомните, если вам доведется в природе столкнуться с обыкновенной гадюкой, то быстрее уходите. Это спасет вам жизнь.

В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По данным статистики, погибают 3–5 человек из 100 укушенных.

Крокодил

Гребнистый крокодил — самая большая рептилия на нашей планете массой около тонны и длиной 4 – 7 м.

У крокодилов прекрасное зрение и слух. Он отлично двигается на суше, плавает, ныряет и выпрыгивает из воды. Хвостом наносит мощные удары. Пасть сжимается моментально и с огромной силой.

Крокодилы являются и людоедами, но на суше нападают редко. Только когда сам человек теряет осторожность. Очень опасно проплывать по реке, где водится крокодил, на лодке. Он обязательно начнет атаковать. Будет таранить лодку снизу, пока не опрокинет ее. После этого у людей очень мало шансов выжить.

Земноводные

Жаба серая (европейская часть России)

Жаба зелёная (европейская часть России)

Жаба монгольская(Сибирь, Дальний Восток)

Жаба Ага (Америка, Австралия)

Лягушки древолаз и листолаз ужасный

Лягушка кокой (Америка, Колумбия)

Лягушка чесночница обыкновенная, краснобрюхая жерлянка (Россия)

Самые ядовитые твари на земле — две небольших ярких лягушечки: листолаз ужасный и древолаз. Обитают в Южной и Центральной Америке.Одно только прикосновение к коже может вызвать смерть, а всего 1 грамм яда, выделяемого шкуркой этой лягушки, способен убить несколько тысяч человек. Вакцины против яда нет.

Жаба ага одна из крупнейших жаб в мире, достигает в длину 25см. Весить она может более двух килограммов.

Ага знаменита своей ядовитостью. Яд ее  может быть смертельным. Например, собака, схватившая жабу агу пастью, погибает мгновенно. Опасны для человека не только взрослые особи, но и маленькие головастики. Известны случаи, когда люди погибли, съев суп, в который случайно попала икра этих земноводных.

Яд представляет опасность не только при попадании в кровь через ранку, но и может проникать в организм через неповрежденную кожу. Поэтому этих жаб ни в коем случае нельзя брать в руки.

Раздраженное животное способно выстрелить струей яда прямо в обидчика с расстояния 1м.

Правила поведения.

Пользуйтесь отпугивающими средствами для комаров, мошек и др. насекомых.

Гуляя в природе, смотри под ноги.

Не приближайся к опасным животным, а при столкновении очень тихо, но быстро отойди в сторону.

Не трогай руками жаб, лягушек, гусениц и других неизвестных животных.

Не задирай животных, не подходи к детёнышам или когда животное ест.

Не заходи в воду в неизвестных местах.

Не убивай пчёл, это привлечёт других, не маши перед ними руками.

Идя в природу, не пользуйся духами, не ешь чеснок.

После прогулки внимательно осмотри своё тело и одежду.

Не трогай руками чужих домашних животных, они могут быть больны.

Всегда содержи руки в чистоте.

Первая помощь

Ядовитые иглы, жала необходимо немедленно удалить из ранки, рану обработать, приложить лёд.

Если укусила змея, нужно как можно быстрее удалить яд.

Зафиксировать укушенное место и обеспечить покой.

Давать пострадавшему обильное питьё.

Как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

При сильном кровотечении необходимо наложить жгут выше раны.

Никогда не расчесывай место укуса.

Физминутка

группа — Переносчики инфекций

Серая или чёрная крыса, волк, лиса, бездомные собаки, кошки, птицы, клещ.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика