Урок по окружающему миру в 1 классе_56690


Тип урока: Урок-исследование.

Методы: наблюдения; исследования; метод самообучения (метод открытий); видеометод; эвристическая беседа; педагогической поддержки; создание ситуации успеха;

Форма работы: парная.

Цель урока: изучить природное явление — листопад. Учебно-воспитательные задачи урока:

Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.

Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи. Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод). Способствовать расширению и углублению экологических знаний. Оборудование:

ветки лиственных растений (березы, клёна); ветки хвойных растений (сосны, ели); лупы ; фрагмент видеофильма «Мир вокруг нас»; выставка детского творчества «Волшебница-осень»; искусственная елка, березка; учебник-хрестоматия «Давай знакомиться, мир» 1 класс.

Ход урока

1.Организационный момент

Звонок прозвенел — отвечай поскорей, Время года, какое стоит у дверей? (осень) Сегодня, ребята, урок листопада. Вспомнить, узнать много нам надо.

2.Актуализация полученных знанийЛистопад! Листопад! (хором)Листья жёлтые летят.

Жёлтый клен, жёлтый бук. Жёлтый солнца в небе круг. Жёлтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна. Значит осень — не весна.

И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)

Чем богата осень?

Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на этивопросы вы знаете, но не на все.

3.Сообщение темы и задач урока.

-Тема нашего урока: «Жизнь растений осенью».

-Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.Какой месяц осени идет?

Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», «грязником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

4.Практическая работаУ детей -листья.

Рассмотрите осенние листья.

Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так — этовнутренняя сторона, а так — внешняя. А на листьях — это изнанка, т. е. внутренняя сторона.А это-лицевая сторона, т. е. внешняя.

ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ

ФИЗМИНУТКУ

Физминутка.

Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает листву.

Листья запорхали

Как бабочки на карнавале.

-Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.

Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.

5.Исследовательская работа1 этап. Эксперимент.

Откройте учебник стр. 26.

Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)

На какие две большие группы их можно разделить?

Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производилрасчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа — лиственных.Закройте учебник.

Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Естьли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайтерассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавшихлистьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.

(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии)

Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему? Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от

ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

-А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?(Читающий ученик читает материал хрестоматии)

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

-А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны.Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ — УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы

провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ

КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это

время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме

готовятся.

Физминутка

Мы зашли в осенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в позолоте стоит,

Слева зеленая елка глядит.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!

А нам за работу уже пора.

2 этап. Наблюдение.

Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

Чем они похожи друг на друга?

Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Онисидят парами.

Какие они по длине? Длинные, узкие.

А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны.Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да

Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.

-Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был вхвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.

Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки. 3 этап. Постановка проблемы.

Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы, (показ иллюстраций птиц)

Полезно гулять в хвойных лесах! А почему — найдите ответ в книгах, спросите уродителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубызубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.

ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растенияне сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им нестрашна.

6.Видеосюжет «Пожар в осеннем лесу»ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС.(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)Попробуйте найти ответ в фильме.

Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!

7.Экскурсия в творческую мастерскуюОсенние листья по ветру кружат,Осенние листья ребятам спасибо говорятЗа что? За творчество, мастерство.

-Мы — в творческой мастерской. Я показываю работу, а автор расскажет о том, что онизобразил, листья, каких деревьев использовал в работе?

-Да, щедра художница-осень на яркие краски! Посмотрите, какая золотая осень в нашем

родном крае. Этот осенний пейзаж вдохновил нашего земляка Константина Букринского

на поэтические строки

Я Русь свою люблю до боли,

Люблю привольные ветра, |

Люблю зарайские раздолья

Хрусталь осенний Осетра.

9. Итог урока

ИТАК, В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ВЫ БЫЛИ УЧЕНЫМИ -ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.

-Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вестинаблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.






See also:
Яндекс.Метрика