Урок по окружающему миру в 1 классе по темеКто такие птицы


КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?

1 класс, «Школа России»

Олейникова Н.А.,

МОУ «Майская гимназия»

Белгородского района, Белгородской области»

Тема: Кто такие птицы

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями;

приводить примеры птиц;

выделять существенные признаки природных объектов;

узнавать птиц на рисунке;

определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

исследовать строение пера птицы;

проводить самопроверку;

описывать птицу по плану;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать разнообразие и красоту птиц.

Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюдений могут быть самые обычные птицы: синицы, воробьи, вороны, галки и др.

Ход урока

1.Организационный момент.

Настроенье, каково! — Во!

Все такого мнения! — Все без исключения!

Может Вы уже устали? — Мы с собой таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём? — Лучше мы урок начнем!

— Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

— Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

И вперед за новыми знаниями.

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель: «Мы уже знаем, кто такие насекомые и кто такие рыбы. А теперь скажите, за какими животными мы наблюдали во время последней прогулки? (За птицами.) Вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие птицы?»

3.Актуализация знаний и умений.

Работа с учебником

Детям предлагается первое задание на с. 36 учебника. Как и на предыдущих уроках, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовет животное, не относящееся к птицам (например, летучую мышь), не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы скоро узнаем.

Учитель. Что вы знаете о птицах? Как вы думаете, ребята, какие отличительные особенности характерны для птиц? Ребята высказывают свои предположения, учитель записывает их на «облачках» и вывешивает на доску.

Учитель. Итак, предположений много, но все ли они верны? Например: только ли птицы летают? Только ли у птиц перья? Какие особенности характерны для птиц и только для птиц?

Зафиксировать вопрос на доске: каковы отличительные признаки птиц?

Формулируется цель исследования: изучить разные материалы о птицах с целью проверки гипотез и нахождения их отличительных признаков.

4.Физкультминутка.

Давайте мы с вами руками помашем,

и что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем,

что мы сидим?!

Э. Мошковская

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

5.Исследование в малых группах.

Каждая группа получает следующий материал:

1 группа:

Клюв

Птичий нос не только нос, но ещё и рот. Поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них разная.

У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна, — толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят, нападают. Самый большой клюв у пеликана, а самый маленький — у ласточки.

Рабочий лист

Мы узнали, что только у птиц бывает_________.

Задание: впишите названия птиц.

 Клюв у __________ загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить”.

Настоящее долото — клюв у _____________. Он так долбит сухое дерево, что вокруг щепки летят.

Соедините кто, чем питается.

пингвин ягоды

сокол рыба

свиристель мелкие грызуны

сова мелкая рыба

аист мухи, кузнечики

ласточка деревенская

Соедините птиц с их клювами.

Фотографии или рисунки: ласточка деревенская, аист, большой баклан, пеночка, кроликовая сова, атласный шалашник, клёст (без клюва) и их клювы (отдельно).

2 группа:

Для чего птицам ноги?

В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на ноге у птицы четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц бывает разная. У водоплавающих птиц между пальцами — кожные перепонки. Они помогают птице грести лапами, будто вёслами.

Рабочий лист

Мы узнали, что отличительный признак птиц — это ________.

Задание: впишите названия птиц.

1.Длинные пальцы позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил.

2.Перепонки между пальцами у помогают им легко плыть.

3.Уникальная двупалая лапаприспособлена для быстрого бега.

Соедините птиц с их лапками.

Фотографии птиц: дикой утки, страуса, цапли серой, дятла, (без лапок) и их лапок (отдельно).

3 группа:

Для чего птицам крылья?

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц бывает разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Очень длинные крылья у стрижа, у альбатроса крылья достигают полутора метров.

Рабочий лист

Собрать мозаику по теме: «Птицы» (фотографии прилагаются)

4 группа:

Все ли птицы летают?

Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнёзда повыше. Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус — самая крупная птица в мире. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях короткие. Но у страуса длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.

У страуса крепкий клюв, которым он может даже проломить череп врагу.

Рабочий лист

1.Задание: распределите изображённых на фотографиях птиц на две группы.

Нелетающие птицыЛетающие птицы

Фотографии: киви, страус, иволга, пингвин, дятел.

2.Практическая работа «Исследуем перья птиц»

(изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради с.25, №1).

На столах у детей лежат перья птиц — разные по размеру, форме и цвету.

Рабочий лист

Чем различаются эти перья? _______________(Цветом, формой, размером.)

Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера?

А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.

Положите перо на ладонь и подуйте на него?___________ (Летит, лёгкое.)

Отрежьте кончик пера ножницами.

Какое оно внутри? _____________(Внутри оно пустое, полое)

Капните водой из пипетки на перо. __________________(Капелька скатилась, перо не намокает.)

Найдите самое маленькое и самое большое перо.

Сравните их на ощупь.______________________________________

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жёсткое.)

Для чего птице нужны разные перья?

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

5.Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Каждая группа выходит и располагает подготовленные материалы на доске. По очереди ребята рассказывают всему классу об отличительных особенностях птиц. Учитель по ходу представления материалов прикрепляет таблички, на которых выписаны признаки птиц, выделенные детьми.

6.Физкультминутка.

Вариант игры «Снежный ком»

Дети становятся в круг вместе с учителем. Передавая мяч, друг другу говорят слова:

Ты катись комок  весёлый быстро, быстро по рукам.

У кого остановился, назовёт тот птицу нам.

Ребёнок, у которого остался комок, называет птицу и т. д.

7.Организация информации, обобщение.

Учитель предлагает организовать полученные сведения, какие признаки присуши птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным? Найденные сведения классифицируются на две группы.

Учитель. Можем ли мы теперь ответить на поставленный вопрос, какие отличительные признаки присущи птицам, и только им?

Ответы детей: у всех птиц есть клюв, две лапки, и все птицы покрыты перьями.

Формулируется обобщение урока: клюв, две лапки и наличие перьев — отличительные признаки птиц.

8. Подведение итогов, рефлексия.

На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположениям детей, выяснить, какие из них подтвердились, а какие нет.






See also:
Яндекс.Метрика