Урок по окружающему миру в 1 классе на тему Откуда берутся снег и лед


Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:

«Откуда берутся снег и лед»

Цели урока:

Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практических действий.

Развивать такие мыслительные операции, как сравнение, развивать чувство тактильности, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, развивать речь, путем описания природы.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.

Оборудование:

У учащихся: индивидуально на парте 2 прозрачных стакана с теплой водой, блюдце со снегом, кусочки льда, лабораторное стекло, полоски цветной бумаги, часть газеты, учебники, рабочие тетради.

У учителя: картина реки со льдом, картина кормушки с птицами, карточки слов (снег, вода, лед, снегопад)

Предварительная работа: во время прогулки проводятся наблюдения за снегопадом. Дети рассматривают снежинки и устно описывают их форму.

Ход урока:

Организационный момент. Введение в тему.

— Как живешь?

— Вот так! (дети показывают большой палец)

— Как идешь?

— Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)

— А ежишь?

— Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

— Ночью спишь?

— Вот так! ( руки под щечку, нагнув головку)

— Как берешь?

— Вот так! ( ладонь в кулачок)

— А даешь?

— Вот так! ( вытянуть руки и раскрыть ладони)

Ребята отгадайте загадки (запись на доске) для того, чтобы получше с ним познакомиться

Бел как мел, с неба прилетел,

Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина,

У нее теперь ангина. (град, лед)

Давайте постараемся ответить на вопрос: откуда берутся снег и лед?

Постановка проблемной ситуации.

В загадках есть подсказка (с неба), но как снег и град оказались в небе? Почему всю зиму пролежал, а потом в землю убежал? Я знаю, что все вы видели снег и лед, но я все же принесла сегодня на урок это чудо природы для того, чтобы мы получше с ним познакомились и ответили на поставленные вопросы.

Проведение опыта

В стакан с теплой водой опустим снег, а потом лед. Что с ними будет? (они превратятся в воду) Если при нагревании они образуют воду, то при замерзании все наоборот. Значит, во что превратится вода? (снег и лед).

Прочитаем вывод в учебнике на стр. 48

Схема на доске:

Снег

Вода

Лед

Значит, на небе в облаках и тучках находится вода. В какие времена года бывает тепло? В эти времена года землю поливают скопившиеся в небе осадки в виде (дождя). А когда температура падает, т.е. наступают холода (зимой), вода в небе замерзает и в виде чего падает на землю? (в виде снега или града). Лежит целую зиму и в какое время года убегает в землю? (весной) почему? (потому что опять превращается в воду) да, а земля легко впитывает воду.

Практическая работа

Сравнение снега и льда по цвету.

Давайте попробуем определить цвет снега и льда.

Снег сравниваем с цветной и белой бумагой и делаем вывод, что снег – белый. Лед сравниваем с цветной и белой бумагой, и делаем вывод, что ни один цвет не подходит. Тогда сравниваем лед с прозрачным стеклом и делаем вывод, что лед прозрачный, бесцветный.

Попробуем положить лед на газету и постараемся увидеть через него буквы.

Вывод: лед – прозрачный. То же самое делаем со снегом.

Вывод: снег – непрозрачный

Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод№2, №3 и в словах-помощниках в сноске находят слово «бесцветный»

Физкультминутка

«Хомячок»

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка серенький бочок,

Хомка с солнышком встает,

Моет лапки, чистит рот,

И все сделав по порядку он идет на физзарядку

Раз, два, выше голова

Три, четыре ноги шире

Пять, шесть тихо сесть

Семь, восемь лень отбросим!

Сравнение снега и льда по плотности.

По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой кусочек льда. Снег сжимается – он рыхлый, лед не сжимается – он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть его в лед.

Вывод: снег – рыхлый, а лед – плотный. Читают в учебнике вывод №4

В заключении дети знакомятся еще с одним свойством льда – хрупкостью. Учитель роняет на стол пластинку льда. Лед раскалывается, значит, лед хрупкий.

На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лед складывается в ведро. На перемене дети еще раз убеждаются в том, что в тепле снег и лед тают, превращаясь в воду.

Закрепление

Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (читают в учебнике)

Где еще можно видеть лед?

Есть ли он у вас дома?

Откуда берутся снег и лед?

Хоть лед и холодный, но зимой он согревает речных жителей. Посмотрите на эту картину на доске и перечислите, кого согревает лед?

А под снегом тепло растениям и почве. Он защищает их от ветров и вьюг.

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло!

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 , затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль

Беседа о помощи птицам нашей местности зимой

Каких зимующих птиц нашей местности вы знаете?

Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?

Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время года (дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц)

На доске картина «Кормушка» и раздаточный материал «Птицы»

Дети с помощью учителя выбирают птиц нашей местности и прикрепить их к кормушке.

Рассмотрите птиц на стр. 56

Знакомы ли вам эти птицы?

Какой корм лежит в кормушке?

Рассмотрите рисунки на стр. 57. Прочитаем текст.

Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Откуда берутся снег и лед?

Почему птицам трудно найти корм зимой?






See also:
Яндекс.Метрика