Урок по окружающему миру Урок- театрализованное представление Жизнь пресного водоёма


Урок по окружающему миру. Урок — театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма» (4 класс)

Харебова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

Цели урока:

Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Оборудование:

Плакат-схема «Пресный водоём», карта Краснодарского края, атлас-определитель, гербарий, чучела птиц, рисунки с изображением животных водоёма, маски для театрального представления.

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края. — Какие бывают водоёмы по происхождению? — Перечислите типы естественных водоёмов. Покажите на карте края естественные водоёмы. — Перечислите типы искусственных водоёмов. Покажите на карте края искусственные водоёмы. – Каково значение водоёмов в природе? – Каково значение водоёмов в жизни людей?

Игра « Узнай меня»

Выбери на столе учителя природоохранные знаки, которые можно установить на берегу нашего лимана. Объясни значение знаков. — Какую помощь бы ты оказал в охране наших водоёмов?

III. Проверка домашнего задания по тетрадям «Тетрадь для проверочных работ», стр. 17, работа по вариантам.

IV.Работа над новой темой

На доске и в тетрадях тема « Жизнь пресного водоёма».

На доске: плакат-схема « Водоём».

-Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

. Всюду бурно жизнь кипит.

Это пресный водоём.

Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем:

-Что растёт и кто живёт в удивительном доме?

Выясним: Можно ли назвать водоём природным сообществом?

Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?

Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)

Автор: — Однажды маленький мальчик Евсейка отправился на рыбалку.

Евсейка: — Как красиво, интересно наше озеро!

-А вот и моё любимое местечко в камышах.

Автор: — Евсейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз — растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник — его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.

А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)

Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)

Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне. Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка — украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)

Может, Евсейка , ты преподнесёшь их маме в подарок?

Евсейка: — Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: « Не рви кувшинки и кубышки!».

Евсейка: — Озеро местами покрыто зелёным ковром.

Автор: — Это самый крошечный цветок — ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.

На берегах водоёма растёт череда( показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).

-Составьте схему о роли растений в водоёме.

Евсейка: — А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?

Автор: — Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.

Евсейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?

Автор: — Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.

Автор: — Сидит Евсейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Евсейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей — числа нет!

Рыбы (дети с масками):

-Гляди-ка! Вот чудовище приплыло: два хвоста!

-Чешуи нет!

-И плавников только два!

-И жабр нет! Чем он дышит?

Евсейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?

Окунь: — Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно — грудым плавникам.

Ёршик: — Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!

Карась: Я мирная рыба, растительноядная.

Пескарь: — Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.

Все хором: Ой, спасаемся, хищник!

Щука: — Хорош! Хорош!

— Желаю с вами познакомиться поближе. Я — щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.

Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.

Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!

Евсейка: — Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)

Евсейка: — А это кто ползёт по ноге?

Моллюски: — Мы – моллюски!- растительноядные улитки.

— Катушка! – Прудовик!

— Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.

Рак: — Чего расхвастались? Это я — подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.

-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?

Ответы-рассуждения детей.

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

растения животные

рыбы

раки

Вывешивается природоохранный знак « Не лови раков!»

Учитель подводит вывод: — От существования одного вида зависит благополучие других.

Рак: — Ай – ай — ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?

Евсейка: Ракушки.

Рак: — Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение темы.

— Откроем стр. 196 учебника. Чтение вслух текста о двустворчатых моллюсках.

— К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

моллюски

растения животные

рыбы

Вывешивается природоохранный знак « Не губи моллюсков!»

-Всё связано между собой, если вмешается человек — нарушается природное равновесие. Понял Евсейка и решил выбраться на берег.

Евсейка: — Ух, ты! Вот я вынырнул!

Автор: — Оглянулся вокруг!

Евсейка: — Как хорошо вокруг! Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) — А чем питаются лягушки?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

птицы

лягушки

комары

-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?

-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)

-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы — наши друзья!

-Не лови стрекоз!

Вывешивается природоохранный знак « Не лови стрекоз!»

-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Как они приспособлены к жизни в воде? Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.

-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.

-Водоём – это природное сообщество.

-Прочитаем вывод в учебнике.

VII. Закрепление изученного.

-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!

-Составим в рабочих тетрадях памятку «Как вести себя у водоёмов!»

Организуется коллективная проверка.

-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.

-Самостоятельно заполните схему «Животные водоёма», используя иллюстрации на стр. 192, 193.

Организуется коллективная проверка.

-Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах)

VII.Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр.191-200.

Ответить на вопросы « Проверь себя» Выполнить задания 2.4.






See also:
Яндекс.Метрика