Урок по Окружающему миру Средние века Время рыцарей и замков


Класс: 4.

Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.

Цели урока:

Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.

Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

Ход урока

СЛАЙД 1

Представление.

— На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества — Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?

СЛАЙД 2

— Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.

— Средние века — второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.

— Сколько веков длился этот период?

— Правильно. А теперь переведите эти века в года?

— Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.

— От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах — архивах.

СЛАЙД 3

— Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.

— А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.

Уточнение понятий хроники и капитулярии.

СЛАЙД 4

— Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух — трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Основные стили архитектуры того времени:

Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)

СЛАЙД 7

Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)

— А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.

СЛАЙД 8

— Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.

— А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи

СЛАЙД 9

— Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

— Для чего существовали рыцарские доспехи?

СЛАЙД 10, 11

— Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

СЛАЙД 12

— Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека — рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

— Как называются современные доспехи наших военнослужащих?

— Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?

Физкультминутка. Стреляем из лука.

Метаем копье (правой и левой рукой).

Сражаемся мечем.

Защищаемся щитом.

СЛАЙД 13

— А где жили рыцари?

СЛАЙД 14

— Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

СЛАЙД 15

— Каким был замок рыцаря? Крепость с…

СЛАЙД 16

— Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.

СЛАЙД 17, 18

— Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.

СЛАЙД 19

— Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

СЛАЙД 20

— Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»

СЛАЙД 21

 А также свой флаг и герб.

Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.

СЛАЙД 22

В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.

Прочитайте о значениях цветов.

СЛАЙД 23

Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?

Перечислите мне, пожалуйста, их.

— А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Практическая работа.

Защита проектов. Проектом своего герба поделится…

— Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!

— Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он — настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?

— Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?

СЛАЙД 24

— Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк — героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

СЛАЙД 25

— Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.

 — В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

— А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.

СЛАЙД 26

Книгопечатанье

СЛАЙД 27

— Музыка в Средневековье.

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

СЛАЙД 28

Литература в Средневековье.

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляютсятрубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

СЛАЙД 29

Наука и техника в Средневековье.

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

СЛАЙД 30

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох(«рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

СЛАЙД 31

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).

СЛАЙД 32

Образование в Средневековье.

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

 С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

Старейшие университеты 12 века:

Салерно, Болонья (1119 г., Италия)

Париж (1160 г., Франция)

Оксфорд (1167 г., Англия).

В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).

В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)

Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум — 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.

Нищий студент.(из рукописи 13 века)

Я – кочующий школяр…На меня судьбинаСвой обрушила удар,Что твоя дубина.Не для суетной тщеты, Не для развлеченьяИз-за горькой нищетыБросил я ученье.На осеннем холоду, Лихорадкой мучим,В драном плащике бредуПод дождем колючим. В церковь хлынула толпа,Долго длится месса, Только слушаю попаЯ без интереса.К милосердию аббатПаству призывает,А его бездомный братЗябнет, изнывает.Подари, святой отец, Мне свою сутану, И тогда я, наконец,Мерзнуть перестану.А за душеньку твоюЯ поставлю свечку, Чтоб господь тебе в раюПодыскал местечко.

Рефлексия

Приложение 1

Приложение 2

Использованная литература:

Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».

В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».

И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»






See also:
Яндекс.Метрика