Урок по окружающему миру Первые университеты России 4класс


ТЕМА УРОКА: «ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ»

По программе « Школа XXI века»

КЛАСС : 4

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Цели урока: Сформировать представление детей о развитии образования в России в 18 веке, возникновении первых университетов.

Задачи урока:

-Познакомить детей с первыми университетами, с их основателями.

-Дать первичные знания о разнообразии наук.

-Развитие памяти, речи, логического мышления.

-Формировать умение работать в коллективе.

-Развитие познавательных способностей.

-Воспитание любви к своей Родине, ее истории.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, карточки с текстами для работы в группе.

Ход урока:

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах. Посмотрите, пожалуйста, все ли у вас готово для этой работы.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На уроке мы продолжим изучать развитие образования в России. Нас ждет следующий этап- 18 век. Мы вспомним имена людей, которые внесли большой вклад в развитие образования в то время, а так же узнаем , какие университеты возникли в нашей стране первыми. Нас ждет увлекательное путешествие в прошлое.

Слайд 1-1.

Актуализация знаний.

Слайд 21.

-Какие правители в 18 веке внесли вклад в развитие образования?

— Вспомните их имена.

(Ученики называют имена правителей.)

Слайд 3-1..

— Какие учреждения возникали в периоды их правления?

(Ученики работают в группах. В процессе их ответов на доске появляются слайды).

Слайд 4-1.

-Какие учебные заведения были при Петре I?

Слайд 5-1.

— При Анне Иоанновне?

Слайд 6-1.

-При Елизавете Петровне?

Слайд 7-1.

При Екатерине II?

-Молодцы!

4. Первичное усвоение новых знаний.

— Выскажи предположение. Что такое университет? Какие профессии можно получить, учась в университете?

Выступление ученика.

-Уже в первой четверти 18 века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете.

27 декабря 1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России.

Слайд 1-2.

— В середине XVIII века Российской империи требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне.

-Прочитайте текст в учебнике и ответьте на вопрос: Какой университет стал первым?

(Университет в Москве)

Слайд 2-2.

— Когда он был открыт? ( В 1755 году)

-Рассказ об университет подготовил Иван. Давайте послушаем.

( выступление ученика , подготовившего сообщение об университете)

-А теперь давайте посмотрим на « Картинную галерею» в учебнике.

— Кто изображен на картине Д.Г.Левицкого? Что вы можете сказать об этой девушке?

— В каком учебном заведении Петербурга обучалась эта юная особа? ( В Смольном институте).

Слайд 3-2.

— Что вы можете рассказать об этом учреждении?

— Имя одного великого человека неразрывно связано с Университетом в Москве. Кто же он? (Михаил Ломоносов)

Слайд 4-2.

— Сейчас в своих группах вы попробуете составить рассказ о Михаиле Ломоносове.

( Ученики работают в группах. В конце работы они представляют свои небольшие рассказы о Ломоносове. В ходе их ответов на доске появляются слайды 5- из презентации 2).

Слайды 5- 12.

5. Первичная проверка понимания.

-Какое же учебное заведение считается первым университетом?

-Какие высшие учебные заведения были открыты в России в 18 веке?

Слайд 13— 2.

-Как вы понимаете слова Ломоносова: «Сребролюбие — корень всем злам»?

6. Первичное закрепление.

-Перечислите факультеты университета.

-Чему учили девушек в Смольном институте?

-Выполните задания в учебнике и тетради (по выбору).

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж.

— Составьте сообщение или презентацию, используя материалы урока и дополнительную литературу.

8. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какая цель стояла перед вами?

-Что интересного вы узнали?

-Полезен ли был этот урок?

— Хотели бы вы больше узнать материала по теме урока?

-Спасибо за урок.

Список литературы.

Н.Ф. Виноградова . Окружающий мир.

Змеев В.А «Эволюция высшей школы Российской империи» М.: Эксмо-пресс, 1998г.

«Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.

Википедия. Свободная энциклопедия.






See also:
Яндекс.Метрика