Урок по окружающему миру Мое родное Солнечногорье


Урок по краеведению (начальная школа) «Город под солнцем. Мое родное Солнечногорье«

Цели и задачи:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни родного края, к его истории, к его природе.

Познакомить учащихся с ценностями родного края, с традициями и бытом горожан.

Развить способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Оборудование:

карта Московской области;

запись песни «Солнечногорский вальс»;

фотографии города,

изображения гербов и флагов нескольких районов Московской области;

изображение поэтов и художников;

записи звуков леса, записи песен военных лет;

проектор, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Работаем старательно,

Слушаем и запоминаем

Ни минуты не теряем.

II. Тема урока.

(Звучит 1 куплет песни «Солнечногорский вальс» (слова В. Гнедак, музыка В. Аверина).)

Учитель:

На этой большой планете

В огромной такой стране

Есть город один на свете

Который так дорог мне.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему любимому городу, побываем в его прошлом с помощью машины времени. Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо ответить на вопросы (на доске карта Московской области).

С какими районами Московской области граничит Солнечногорский район? (Солнечногорский район расположен на северо-западе Московской области. Граничит с Клинским, Истринским, Химкинским, Красногорским, Дмитровским, Мытищинским районами.)

Какие реки и озера протекают в нашем районе? (Протекают реки Клязма, Сестра, Истра, Сходня. Озера Круглое, Бездонное и крупнейшее озеро Подмосковья – Сенежское.Самый крупный водоем – Истринское водохранилище.)

Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе? (Глина, гравий, торф, известковый туф.)

Выберите из гербов и флагов, находящихся на доске, герб и флаг нашего города. (Символы района – Солнце и гора.)

Вы ответили на все вопросы. Молодцы! Можно отправляться в путешествие. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка.

III. Объяснение материала.

Учитель: Кто это нас встречает?

(Выходит заранее подготовленный ученик в русском костюме с хлебом-солью и рассказывает об истории образования города.)

Ученик: Родоначальником города Солнечногорска стало село Гомзино. Старорусское слово «гомза» означает «кошелек». Это указывает на торговый характер села, расположенного в удобном для торговли месте – по пути купцов из Москвы в Петербург. Существует красивая легенда, что Екатерина Великая, подъезжая рано утром к селению, увидела как из-за горы встает солнце и, пораженная открывшейся красотой, воскликнула «Боже, какая солнечная гора!» И село получило название «Солнечная гора», от которого и произошло название города «Солнечногорск». Село «Солнечная гора» стало второй почтовой станцией с путевым дворцом на Петербургском тракте. (Указывает на изображение путевого дворца, висящего на доске). В прошлом жители Солнечногорья занимались ямским извозом, производством и обжигом кирпича, ткали проволочную сетку.

Учитель: Скажем спасибо за такой интересный рассказ. А наше путешествие продолжается. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка. Кто это нас встречает?

(Звучит песня времен войны. Выходит заранее подготовленный ученик в военной одежде и рассказывает о военных годах Солнечногорья.)

Ученик: 22 июня 1941 года Солнечногорье перестраивается на военный лад. Все для фронта, все для победы! В районе были созданы 2 партизанских отряда. Придя в наш город гитлеровцы подвергли мирных жителей грабежу и насилию. В нашем лицее немцы сделали конюшню на 1 этаже и госпиталь на 2ом. Они сожгли и разрушили 3 127 домов, 40 деревень сожжены были дотла. Из 49 школ района сожжены и разрушены было 37. Солнечногорск был освобожден 12 декабря 1941 года. В этом году исполнилось 70 лет тем событиям. По окончании боевых действий на территории района насчитывалось 270 воинских захоронений. Сегодня в Солнечногорье 38 братских могил. (На доске изображения памятников).В честь героев Великой Отечественной Войны названы улицы Солнечногорска – Ухова, Тельнова, Безверхова, Маркина, Баранова, Тамойкина. Прах неизвестного солдата, находящийся у Кремлевской стены, был поднят из солнечногорской земли.

Учитель: Вы знаете, что в нашем городе, 12 декабря ежегодно проходит вахта памяти. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. На доске фотографии.

Скажем нашему гостю спасибо. Теперь можем отправляться дальше. Подняли ручки вверх, опустили вниз – считаем 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Поехали!!! (Дети стучат ногами.) Стоп! Остановка. Кто это нас встречает?

(Звучат звуки леса. На доске картина И.И.Левитана «Озеро. Русь». Выходит заранее подготовленный ученик в костюме художника и рассказывает о известных поэтах и художниках, имеющих отношение к Солнечногорскому району.)

Ученик: Живописная природа Солнечногорья дарила вдохновение творческим людям России. В нашем районе расположено поместье «Шахматово», где жил великий поэт А.А.Блок (показывает на изображение на доске).В усадьбе «Середниково» жил и работал поэт М.Ю.Лермонтов (показывает на изображение на доске). Природа наших мест была источником вдохновения для творчества И.И.Левитана. Картина «Озеро. Русь» написана с натуры Сенежского озера и хранится в Русском музее города Санкт-Петербурга.

Учитель: Скажем спасибо нашему гостю. К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Мы обязательно и дальше будем изучать историю нашего года, его традиции. Ведь мы любим наш Солнечный город, гордимся им. Теперь внимание на доску.

(С помощью проектора показывается презентация о городе (фотографии прошлого и настоящего под песню «Солнечногорский вальс»). После окончания презентации к доске выходят 5 учеников и читают стихи, посвященные Солнечногорью.)

Ученик 1:

Бегут года, плывут века,

Ту гору не узнать

Она не то, что век назад,

На ней теперь возвышен град.

Свободный и счастливый,

Стоит он на горе

Надежд и жизни полный

Красуясь на заре.

И озеро как в старину,

Пленяет нас прохладой.

Нет лучше места на земле!

Другой мне родины не надо!

Ученик 2:

Люди славные живут

В городе моем:

Сеют, лечат, учат, шьют.

Нет милей родного края,

Нет милей родных полей.

Ученик 3:

Плывут над Сенежем рассветы,

Туманы тают над водой.

Зеленым шелком разодеты,

Березы шепчутся с волной.

Ученик 4:

Шумите родные березы

Мой солнечный город,

Ты выдержал грозы,

Удары фашистской волны.

У обелисков тюльпаны и розы

Бойцам, не пришедшим с войны.

Ученик 5:

Красива земля Подмосковья –

Поля, перелески, пригорки,

Но лучше всех все-таки город,

Зовущийся Солнечногорском!

Учитель: Вот и закончено наше путешествие.

Домашнее задание: конкурс рисунков «Город под солнцем», ответить на вопросы викторины (листок с вопросами получает каждый учащийся).

Вопросы викторины:

Назовите зверей, живущих в наших лесах.

Какой зверь в наших лесах самый крупный?

Назовите заповедники нашего района.

Назовите преобладающую породу деревьев наших лесов.

Какая рыба водится в наших озерах?

Как фашистами было использовано озеро Сенеж?

Что означают три сомкнутых штыка на обелиске Славы на 40км Ленинградского шоссе?

Что вы знаете о подвиге учительницы Новаковой Анастасии Федоровны?

Когда в Солнечногорске была построена первая средняя школа?

В каком году рабочий поселок Солнечногорск получил статус города?

Список используемой литературы:

«Мое родное Солнечногорье», учебное пособие. Изд-во ООО «Гном-Пресс», 1998г.






See also:
Яндекс.Метрика