Урок по окружающему миру 1 класс_56420


 Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное 

бюджетное учреждение

«Пойковская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок окружающего мира

1 класс

УМК «Школа России»

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.

Автор:  Калинина Наталия Николаевна-учитель начальных классов

п.г.т. Пойковский

2012 г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;

получат возможность: сравнивать способы очистки воды.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, словесный, объяснительно — иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах, в парах.

Образовательные ресурсы:

учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс;

рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс;

глобус;

шаблоны из бумаги «капельки»;

иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;

рисунок Злючки — Грязнючки;

для опыта — мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр;

газетная статья «Обращение к людям 22-го века»;

м /проектор, интерактивная доска, компьютер.

Организационная структура урока:

I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. ( звучит музыка, дети проверяют рабочие места)

Всё ль на месте?Всё ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадка?Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II.Подготовка к восприятию. (слайды 1-3)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить!

-Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да водавсё не беда!

III. Актуализация знаний.

Что вы знаете про воду? Какая она?

— Кому нужна вода?

— Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)

— Как они её получают?

— Нужна ли вода животным? (на доску — изображение животных)

— Нужна ли вода человеку? (на доску — изображение человека)

— Для чего нужна вода человеку?

— Вода — добрый друг и помощник человека. Она — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.

IV. Творческая работа в микрогруппах.

— Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.

-Оживите её.(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют или делают аппликацию. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.).

V. Постановка проблемы урока. ( слайд 4)

Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана: — Откуда ты? Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. — Откуда ты? — спросил росу. — Поверь, и я из океана!

— Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шепот: — Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой, Малыш спросил и у тумана: — Откуда ты? Ты кто такой? — И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в слезинке, И в дождике, и в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода.

Проблема урока: ( слайд 5)

— Капелька спрашивает, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

VI. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы. (слайды 6-7)

— Кто сегодня пользовался водой?

— Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

— Где начало этого пути? Капелька нам будет помогать.

— Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: «Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!» И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди «Хватит к речке на поклон ходить!» Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран — льётся холодная прозрачная вода.

— Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

— Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей)

— Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа — микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой — создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

— Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

Обработанную воду проверяют в лаборатории: соответствует ли нормам ее цвет, запах, вкус. И, действительно ли, она очищена от микробов. Только в этом случае ее пускают в водопровод.

-Вот так долго вода из реки добирается к нам, в каждый дом, в каждую квартиру, к каждому крану. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.

— Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.

— Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка — Грязючка. В какой воде она живёт?

— Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

— Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?

— Проследим её путь по иллюстрации. Этот путь показан в учебнике.

VII. Первичное закрепление. Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( слайд 8)

VIII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». ( слайды 9- 12)

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.

— Что мы делаем?

— Что наблюдаем?

— Делаем вывод.

IX. Сказка о «больной» речке.

Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. — Соседка, почему ты такая красная? — На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

— А ты почему жёлтая, как лимон? — Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

— А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

— Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

— Как же мы можем помочь обитателям этой реки?

X. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой» (продолжение). (слайд 13)

— Можем ли мы очистить воду от Злючки- Грязнючки?

Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду.

— Что мы делаем?

— Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться.

XI. Физминутка.

   — Я — мама Тучка, а вы — детки — Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю…

— Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

— Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла — текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали — плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

XII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». (продолжение) (слайд 13-14)

— Что наблюдаем?

— Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку — Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

— Делаем вывод.

-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

-Капелька просит повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. Работаем в парах.

Общий вывод:

1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

XIII. Экологическая страничка. ( слайд 15)

-Как надо относиться к воде? Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.

-6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80- литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!

— Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды — только 1 стакан.

Поэтому воду нужно беречь! Вода — это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

XIV. Рекомендации для занятий дома.

С помощью родителей придумайте знак — обращение к людям: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»

XV. Итог урока. (слайд 16)

-Капелька просит вас закончить предложения, чтобы подвести итог нашей встречи:

Сегодня на уроке я узнал ……..

Я научился …

Мне понравилось ….

Я хотел бы ….

Новые знания мне пригодятся ….

XVI. Рефлексия. (слайд 17-18)

-Кто из вас, ребята,

— Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!

— АКТИВНО работал на уроке!

— Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО!

— Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!

-Кому на уроке было неинтересно. (Учащиеся показывают солнышко соответствующего цвета).

— Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и

доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению

новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!






See also:
Яндекс.Метрика