Урок по обучению грамоте_69232


Тема: « Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги»

Цель: Выявить слогообразующую роль гласных звуков. Научить делить слова на слоги. Отработать написание е-образных элементов.

Работа в прописи.

Что необычного заметили в изображении животных? ( игрушки.)

— Из какого материала сделаны эти игрушки?

2. Обведение по контуру гривы и кисточки хвоста у львов на с.20

— Из каких элементов состоит грива? (Из петель, пружинка.)

— Из какой точки начинаем обводить?

— Обведите по контуру жёлтым цветом.

3. Обучение написанию е-образных элементов.

— Рассмотрите внимательно весь разворот страницы 20-21. Что интересного заметили? (Страницы состоят из одинаковых элемен.)

— Встречались ли мы с такими элементами?

а) Обведение образца с попутным комментированием учителя:

— Обведём сначала все прямые наклонные линии синим цв. сначала на с. 20, потом сразу на с. 21, уже без точек-подсказок.

— Обведём петельки зелёным цветом на с. 20-21. Ведём вправо вверх, закругляем, ведём плавно вниз, закругляем и отрываем руку.

б) Проводится анализ каждой строки, написание всех элементов показывает учитель на доске.

в) Обведение образца с попутным комментированием учителя:

— Из каких петель состоит соединение на следующей стр. Сколько петелек в соединении? (Три.) Сколько маленьких, сколько больших?

— Обведём первую тройку зелёным цветом, вторую тройку kрасным. Будем чередовать. Сначала на с. 20, потом сразу продолжаем строчку на с. 21.

— Что произошло с петельками на третьей строчке?

— Сколько петелек в каждом соединении?

— Напишем в воздухе, рука стоит на локотке, с опорой на парту.

— Выберите три разных цвета и обведите по очереди все эти соединения. Сначала на с. 20, затем продолжая эту же строчку на с. 21.

Учитель задаёт ритм написания каждого элемента.

Y По необходимости проводится физминутка.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с понятием «слог». Обучение делению слова на слог

— Представьте, что наши львы выступают в цирке. Они соревнуются с тиграми.

— Какое слово кричат зрители, когда хотят, чтобы спортсмен победил? (Имя спортсмена.)

— Давайте представим, что мы болельщики, и крикнем, как они: Лё — ва! Лё — ва!»

— Как мы кричали это слово: целиком или по частям?

— Эти части называются слогами. Повторим хором.

— Слоги — это такие сочетания звуков, из которых состоит слово.

— Давайте ещё раз скажем слово Лёва по слогам.

— Какой первый слог? А второй слог?

— А что кричат болельщики, если их команда выигрывает? ( «Молодцы!» [ма ла цы]!)

У меня есть две схемы

————— —————-

О О О О О

Как вы думаете, какая относится к слову Лёва, а какая к слову молодц|ы? Докажите.

Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте на стадионе и кричите это слово игрокам. Что на схеме вам кажется незаконченным?

— Заменим белые кружки красными кружками, они обозначают Эти звуки.

Сколько частей в слове Лёва? Как называются эти части? Сколько гласных?

Сколько частей в слове молодцы? Как называются эти части? Сколько гласных?

Давайте потренируемся. (Учитель называет слово, дети делят его

На слоги.)

Какие ещё слова мы можем произнести, глядя на картинку? (Гри-вы, хвост, кисточка, уши, глаза, лапы)

II. Работа в Букваре и в тетради для печатания.

1. Замена слова схемой.

Откройте Букварь нас. 26. Представьте себе, что вы попали в магазин игрушек. Какие игрушки продаются в магазине? Давайте запишем схемы этих слов в тетрадь для печатания, дети записывают схему каждого слова, обозначают количество гласных звуков и называют их.

2. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

Рассмотрим 1 -ю пару картинок. Кто изображён слева? (Кот.) Сколько гласных звуков? (Один.) Какой? ([о].) Кто изображён справа? (Кит.)

— Сколько гласных звуков? Какой?

— Почему две картинки, два разных слова, а схема одна? Что общего? Один гласный звук.)

-Следующая пара «домик — труба» разбирается аналогично. А что показывает эта вертикальная маленькая чёрточка? (2 слога.) — Давайте проверим.

Скандируют слова и убеждаются, что в них 2 слога. А почему в 1-й схеме чёрточки нет? (Потому что в этих словах 1 слог.)

Аналогично разбираем 3-ю пару слов. А теперь давайте ещё раз сравним все три схемы и заполним таблицу.

Гласные звуки

Слоги

1

1

2

2

3

3

— Сколько гласных в слове? Сколько слогов?

— Сколько гласных в одном слоге?

— Что замечаете?

— Давайте сделаем вывод. (Сколько в слове гласных звуков, cтолько и слогов.)

— Как же мы можем проверить, правильно мы разделили слово на слоги или нет? (Посчитать количество гласных.)

— А может быть слог без гласного?

III. Работа в прописи на с. 20-21.

1. Обведение образца с попутным комментированием учителя:

— Какие строчки не обвели?

— Какие элементы нужно обвести на 4-й строке?

— Указательным пальчиком правой руки напишем их на левой ладошке.

Учитель даёт образец на доске.

— Сколько петелек в каждом соединении?

— Сколько одинаковых петелек?

— Обведём первую тройку зелёным цветом, вторую тройку красным, будем чередовать цвет. Сначала обводим на с. 20, потом с продолжаем строчку на с. 21.

2. Анализ работы. Проводится анализ каждой строки

IV. Работа с картинками на с. 27.

1. Развитие умений.

— Рассмотрите все картинки. Что это? Можно сказать, для какой сказки их приготовили? (Для нескольких.)

— Давайте озвучим эти схемы и закончим их.

— Сколько в слове волк гласных? (Один.) Какой? Обозначьте.

— Сколько слогов в слове волк? Представьте себя на стадионе и кричите, как болельщики.

— А можно было бы назвать этот рисунок другим словом – волчище? Почему? Сколько гласных? Какие? Сколько слогов? Тогда схема получится совсем другая.

Аналогично ведётся работа над другими словами: лиса, лисичка, старик, дед, дедушка; старуха, бабушка; рыбка, рыба. Обращаем внимание детей, что слог заканчивается гласным звуком (кричим, скандируем: волчище, лисичка, дедушка, бабушка, рыбка).

2. Развитие устной речи.

Коллективное составление и рассказывание сказки «Волк и Лиса».

— Чем интересны картинки? (Это куклы для кукольного театра.)

— Какую сказку можно показать с помощью этих кукол?

— А как называется сказка про золотую рыбку? ( «Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Кто её написал, кто автор? (А.С. Пушкин.)

— Давайте вспомним сказку «Волк и Лиса». Как она начинается? Дети рассказывают сказку.)

— А теперь посмотрите на схему под картинками. Это схема слова или предложения? Докажите.

— Давайте составим предложение по этой схеме. (Жили-были старик со старухой.) Пусть этим предложением и начнётся наша сказка.

3. Инсценировка сказки.

V. Подведение итогов.

— Какую роль играют гласные звуки в нашей речи?

— Сколько гласных может быть в одном слоге?

— Как слово разделить на слоги?






See also:
Яндекс.Метрика