Урок по обучению грамоте Алфавит_4706


Пояснительная записка

Урок литературного чтения ( обучение грамоте) по теме « Алфавит» 1 класс «Перспективная начальная школа», разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС 2.

Учебник « Азбука. 1 класс»,2011г Составители: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агаркова

Тип урока — по образовательной цели: урок усвоения новых знаний; по признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий. На уроке используются различные методы обучения, но в основе урока — метод проблемного обучения. На уроке ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует развитию логического мышления, мыслительной деятельности учащихся и их творческих способностей. В ходе рассуждения учащиеся дают ответы на поставленные вопросы, проверяют себя, используя материал учебника. Ребята решают задачи в группах и индивидуально, делают выводы. Использование различных методов обучения позволяет обеспечить качественное усвоение нового материала.

Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Считаю, главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения ( обучение грамоте), разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы. Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, читают дополнительную литературу, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.

Урок по литературному чтению ( обучение грамоте)

Тема : «Алфавит»

Цель: познакомить учащихся с алфавитом.

Задачи:

Познавательные: обще-учебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические — построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем — самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Оборудование:

мультимедийный видеопроектор, экран; современный алфавит;

учебник Н. А. Агаркова, Ю. А. Агарков “Русская азбука;

презентация к уроку; карточки с текстами, карточки с частями пословиц, разрезные буквы, альбом, цветные карандаши.

Ход урока.

Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

— Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

— Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок. Слайд 1.

2.Введение в тему урока.

Учитель: Чему мы научились на наших уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Конечно, самое главное — мы научились читать. С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Прочитаем стихотворение Б.Заходера «Игрушки».

( Читают 3 человека). Сколько раз повторяется слово «игрушки»? Сколько в этом слове букв? Сколько в слове звуков? Зачем нужны буквы? ( При помощи букв мы обозначаем звуки).

3.Постановка проблемы, цели и темы урока.

— Таких букв много, переверните лист. На странице 126 изображены буквы, но что с ними произошло? ( Буквы рассыпались) Как расположены буквы на с. 127? ( Буквы расположены по порядку, каждая на своём месте). Можете ли сказать, как называется строгий порядок букв? (Строгий порядок букв называется алфавит)

Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке. ( На уроке познакомимся со значением слова «алфавит».)

Слайд 2.

4.Открытие новых знаний.

Учитель: Тема нашего урока «Алфавит». Сколько букв в русском алфавите. ( В русском алфавите 33 буквы). Мы прочитаем стихотворение С.Я.Маршака , в котором поэт так же указывает количество букв.

Чтение стихотворения хорошо читающими учащимися.

Учитель: Найдите строку, в которой указано количество букв в русском алфавите. Что значит 3 десятка? (Это значит -30) А «с лишком» – это сколько? ( Это ещё 3 буквы). Сколько же букв в алфавите? ( В алфавите 33 буквы).

Что же такое алфавит? ( Строгий порядок букв – это алфавит).

Учитель: Верно, алфавит – это буквы, стоящие в строго определённом порядке.

Каждая буква имеет своё имя — название и постоянное место. Много лет назад

наши предки не могли читать и писать на своём родном языке, как вы думаете,

почему? ( Наши предки не могли писать, так как не было алфавита).

А знаете ли вы, кто составил азбуку? (Азбуку составили Кирилл и Мефодий).

Слайд3

В 863 году братья составили славянскую азбуку, посмотрите на картинку. Прочитайте, как назывался этот порядок букв? (Славянский порядок букв назывался «кириллица»).

Слайд4

Как вы думаете, почему назвали «кириллица»? ( Славянский алфавит назывался по имени одного из братьев).

Прочитав текст, мы узнаем, почему же современный порядок букв назвали «алфавит».

Слайд №5

Работа с текстом. Разноуровневые задания.

Учащиеся читают текст, в котором надо подчеркнуть ответ на поставленный вопрос.

Текст 1. Почему алфавит так назвали?

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на

своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными, у каждой из них есть своё имя. Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит». А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Текст 2. Зачем нужен алфавит?

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужное слово. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту, в телефонной книжке имена располагаются в алфавитном порядке.

Текст 3. Это интересно знать.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Что интересного узнали из текста?

Физкультминутка.

У.- На зарядку становитесь!

Д. — Раз, два!

У. — Сладко-сладко потянитесь!

И прогнитесь, и пригнитесь.

Распрямитесь, разогнитесь.

Ваши мышцы все проснулись?

Д. — Да!

У. — Ваши губы улыбнулись?

Д. — Да!

У. — Мы работать будем снова?

Д. -Да!

5.Закрепление полученных знаний.

Учитель: Ребята, когда мы с вами отдыхали, буквы рассыпались по рядам, нарушив строгий порядок. Что же надо сделать? ( Необходимо разложить буквы по порядку, то есть по алфавиту).

Ученики раскладывают буквы по алфавиту, работая в паре.

1 ряд – а-к (1,2 строка)

2 ряд – л-ц (3,4 строка)

3 ряд – ч – я (5,6 строка)

Учитель: Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,

Каждый знает своё место, и уйти не смеет.

Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.

Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!

(Проверяем выполненную работу, вслух называем буквы. Каждый ряд называет свои буквы, другие следят).

Учитель: Поднимите гласные, которые показывают, что согласный надо произнести твёрдо; гласные буквы, обозначающие мягкость согласного. Почему буквы я, е, ё, ю называют «хитрыми»? ( Эти буквы могут иметь один звук или два звука). Буквы, которые не имеют звука. ( Это буквы ъ, ь) Какие буквы не назвали? ( Не называли буквы, обозначающие согласные звуки).

Работа на интерактивной доске.

Учитель: Соберите согласные, которые дружат парами. По какому признаку соединяли ? ( Соединяли по звонкости и глухости).

Почему м, н ,р, л, й остались в стороне? ( Эти согласные не имеют пары). Расположите их по алфавиту. К какой группе мы их отнесём? ( К непарным звонким). Какие согласные спрятались? (Непарные глухие – щ ,ч ,ц, х)

Слайд №6

Физкультминутка.

Игра на внимание «Звонкие – глухие». Звонкие – поднимаем руки вверх, глухие – приседаем. ( Включаю в игру гласные буквы).

Работа на интерактивной доске. В алфавитном порядке поставить слова: хорошо, уметь, мы, читать.

Мы, уметь, хорошо, читать. Слайд №7.

Составьте предложение: Мы уметь хорошо читать. ( Надо изменить уметь на умеем). Что получилось? (Мы умеем хорошо читать). Слайд №8.

Учитель: В стихотворении В. Берестова надо найти ответ на вопрос, почему уметь читать — это хорошо?

Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка» на с. 126. Читаем индивидуально и хором.

Учитель: Почему уметь читать – это хорошо? ( Не надо бабушку трясти, не надо

умолять сестрицу, можешь прочитать всё сам).

Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах .

Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц.

( Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный

запас).

Сама молчит, ума наберешься

С книгой поведешься – а у человека — книга

Золото добывают из земли, а знания – из книг

У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может

Учитель: Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг ).

С какой буквы начинается 1 слово? На какой предмет похожа буква «з»?

6. Творческая работа.

Учитель: Ребята, выберете одну букву, напечатайте и на несколько минут станьте волшебниками, превратите букву в предмет. ( Дети работают, пока звучит песня «33 родных сестрицы»).

Парад букв. Ребята выходят к доске со своим рисунком. Необходимо

объяснить, почему выбрали данную букву. ( Ответы детей)

7. Итог урока

Учитель: Если вы считаете, что хорошо работали на уроке, выполняли задания

самостоятельно, поднимите рисунок вверх; если при выполнении задания вам

помогали, рисунок не поднимать.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё …( алфавит).

Учитель: Что такое алфавит? Сколько в алфавите букв?

(В алфавите 33 буквы).

Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам!

Тебе чудесные края откроет путь от А до Я!






See also:
Яндекс.Метрика