Урок по математике 3 класс по теме Решение задач по УМК Перспективная начальная школа


Урок математики в 3-м классе. Тема: «Решение задач» по программе «Перспективная начальная школа»

Воличенко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов

Урок математики в 3-м классе составлен по программе “Математика” автор А.Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель Р.Г.Чуракова.

Тип урока – урок закрепления и повторения изученного материала раздел “Элементы геометрии Арифметические сюжетные задачи”, тема урока “Решение задач на все действия”.

Урок выстроен таким образом, что повторяются сразу две темы: “Виды треугольников” и “Решение задач”. Для активизации учащихся в начале урока учитель читает стихотворение. Тема урока выводится самими учащимися после разгадывания кроссворда, “выполняющего” роль устного счета.

В конце урока учащиеся работают по карточкам “Блиц-турнир”, а затем проверяют работы под руководством учителя и выставляют баллы за работу.

Чтобы определить рефлексию учащихся на уроке, учитель дает задание построить ломаную линию цветным карандашом.

Использование ресурса на этапе введения темы, а также повторения видов треугольников, различных способов работы на уроке с задачами позволяют разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся на уроке, воспитывать самостоятельность, развивать внимание и память.

Урок построен с учетом рационального использования рабочего времени: устный счет – не менее 10 мин, самостоятельная работа – 15 минут, использование ТСО – 10 минут, количество задач, решенных на уроке самостоятельно, – 7. На уроке использован материал для аудиовизуалов и кинестетиков.

Как работать с ресурсом

Презентация используется в начале урока: кроссворд – устный счет – введение темы, а также на этапе повторения ранее изученного материала. Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при проверке выполненного задания. Последний слайд “Молодцы!”.

Цели урока: *учить анализировать условия задач, выбирать правильное решение задачи, тренировать в составлении краткой записи, повторить изученный материал  по теме “ Треугольники”;

*развивать логическое мышление, умение рассуждать, творчески мыслить;

*воспитывать интерес к математике.

Учебный материал: карточки с задачами, карточки с краткой записью задач, презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учащихся учителем.

Без математики, друзья,Прожить на свете просто нельзя.Без нее ты совсем пропадешь.Даже номера дома не найдешь,И хлеба не купишь,Ведь рубля не сочтешь,Что почем не узнаешь,А, узнав, не поймешь.

Введение темы урока.

У: Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать кроссворд. Приложение№1. Слайд № 2.

Вопросы к слайду:

Прямоугольник, у которого все стороны равны. ( квадрат).

36:9 (четыре).

48:8 (шесть).

Во сколько раз 100 больше? 10 (десять).

У квадрата все стороны …(равны).

Греческий философ, его именем названа таблица умножения. (Пифагор).

Чтобы узнать, на сколько больше или меньше одно число другого, надо….(вычесть).

Прямая, ограниченная с двух концов точками. (отрезок).

В выражениях, имеющих скобки, сначала выполняем действия … (скобках).

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо…(разделить).

Во сколько раз 50 больше 25?(два)

Сколько углов у прямоугольника? (четыре)

После разгадывания кроссворда учащиеся называют тему урока: “Решение задач”.

Основная часть урока.

1.Подготовленный ученик читает стихотворение:

Интересно задачи решать,Из решений можно много узнать:Сколько ниток пойдет на берет,Расход ткани на модный жакет,Сколько стоит билет на балет.Массу предметов и общий расход,Сколько ребят ушли в поход,И сколько остались полоть огород.У каждой задачи свой сюжет,И надо найти на вопрос ответ.

2. Устное решение задач.

У: Чтобы задачи хорошо решать, надо ум свой тренировать.

Задача 1

У: Коли в сумке 3кг конфет, а у его друга 3кг ваты. У кого груз тяжелее?

Д: Вес одинаковый.

У: Задача 2.

После тренировки по фигурному катанию спортсмены переоделись и оставили в раздевалке 10 коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке?

Д: 5 фигуристов.

3. Работа в тетрадях и ученики у доски (карточки).

У: Открываем тетради, записываем число, классная работа и решаем задачи, составляя краткую запись к ним.. Приложение №2.

Задача-карточка (ученик).

За 4 кг яблок заплатили 200рублей. Сколько рублей будут стоить 10 кг яблок?

Задача-карточка (ученик).

За 3 кг груш заплатили 180 рублей. Сколько кг груш можно купить на 300 рублей?

Задача (класс)– в тетрадь.

За 5 кг муки заплатили 100 рублей. Сколько рублей будут стоить 12 кг муки?

4. Проверка решения задач.

У: Посмотрим, как решили свои задачи на доске ученики. А теперь проверяем решение задачи в тетради.

5.Выбор правильной краткой записи к условию задачи (краткая запись на доске).

У: Слушаем задачу, выбираем правильную краткую запись, записываем в тетрадь краткую запись и решение задачи. Приложение №2.

Задача

В одной школе 1138 учеников, а в другой на 124 ученика меньше, чем в первой. Сколько всего учеников в 2 школах?

Д: Первая краткая запись правильная.

У: Слушаем задачу, решаем устно с выбором краткой записи. Приложение №2.

Задача

Петя прочитал 81 страницу сказки, а Миша 9 страниц. Во сколько раз Петя прочитал больше Миши.

Д: Вторая краткая запись правильная.

Д: Ответ в 9 раз больше прочитал Петя, чем Миша.

6.Физминутка.

У:

Утром стрекоза проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела.У реки остановилась,Над рекою покружилась.

7. Повторение. Работа с геометрическим материалом. Приложение №1. Слайд № 3.

У: Сколько треугольников на чертеже?

Д: 8 треугольников.

У: Сколько прямоугольных треугольников на чертеже?

Д: Четыре прямоугольных треугольника.

Работа со слайдом №4.

У: Какие виды треугольников вы знаете?

Д: Остроугольные треугольники, тупоугольные треугольники прямоугольные.

Д: Разносторонние треугольники, равносторонние треугольники и равнобедренные треугольники.

У: Назовите номера остроугольных треугольников.

Д: Треугольники№5, №7, №1 – остроугольные.

У: Назовите номера тупоугольных треугольников.

Д: Треугольники№3, №6, №2 – тупоугольные.

У: Что можете сказать о треугольнике № 4?

Д: Треугольник №4 – прямоугольный.

У: Хороший результат. Молодцы! Слайд №5.

8. Закрепление. Решение задачи по готовой краткой записи по вариантам.

У: Сейчас вы получите краткую запись к задаче и должны будете решить задачу, переписав краткую запись в тетрадь. Приложение № 2.

Задача. 1 вариант

В саду собрали 238 кг яблок и 450 кг груш. На сколько кг груш собрали больше, чем яблок?

Задача. 2 вариант

Максим идет до школы 640 м, а Коля 80 м. Во сколько раз Коля живет ближе к школе, чем Максим?

 

9.Самостоятельная работа по вариантам “Блиц-турнир”.

У: Проверим, кто внимательно работал на уроке. Вы получаете карточки с задачами, выбираете правильное решение, выделяете его, считаете и записываете ответ.

Приложение№3.

Блиц-турнир “Решай-ка”

Выбери правильное решение к задаче, вычисли.

Вариант 1.

Задача 1.

Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?

14 : 2; 14+2; 14* 2; 14-2.

Ответ: раз подтянулся Саша.

Задача 2.

Вася отжался 14 раз, а Миша на 2 раза меньше. Сколько раз отжался Миша?

14 : 2; 14+2; 14-2; 14 * 2.

Ответ: раз отжался Миша.

Задача 3.

Юра собрал 6 ведер картошки, а папа на 3 ведра больше. Сколько ведер картошки собрал папа?

6 : 3; 6+3; 6-3; 6 * 3.

Ответ: ведер картошки собрал папа.

4.Начерти остроугольный треугольник с углом 60 и сторонами 3см и 2см.

Вариант 2.

Выбери правильное решение к задаче, вычисли.

Задача 1.

Маша идёт до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько минут дольше идет до школы Маша, чем Вера?

15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.

Ответ: на минут дольше идет до школы Маша, чем Вера.

Задача 2.

Маша идет до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша?

15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.

Ответ: в раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша.

Задача 3

Таня съела 12 слив, а Оля на 3 больше, чем Таня. Сколько слив съела Оля?

12 : 3; 12+3; 12-3; 12 * 3.

Ответ: слив съела Оля.

4. Начерти остроугольный треугольник со сторонами 4 см и 2см и углом 70.

10. Проверка решений.

У: Теперь меняемся карточками и проверяем работу соседа под моим руководством.

Заключительная часть урока.

*Рефлексия (выбор цвета по настроению).

Начерти цветным карандашом ломаную линию, состоящую из трех одинаковых звеньев. Длина ломаной линии 12см.

*Домашнее задание: индивидуально.

Презентация






See also:
Яндекс.Метрика