Урок по литературному чтению_4635


Урок литературного чтения по теме «И.Бунин. Листопад»

Учительфанова Наталья Николаевна

МКОУ «Еландинская ООШ»

Целинный район Алтайский край

Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии.

Учебник Литературное чтение. 3 -й класс. Н.А.Чуракова УМК «ПНШ».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия учащимися материала: упражнение «Фото», словарная работа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.

8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

9.Творческая работа. Игра «Собери пословицу».

10. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

11. Домашнее задание.

12. Рефлексия.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение )

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке (Слайд 1)

Учитель:

Ну-ка проверь дружок,Ты готов начать урок?Всё на месте,Всё в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Пожелаем всем удачи.За работу, в добрый час!

Постановка цели урока (Слайд 2)

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем,Думать, размышлять,На вопросы отвечать,Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Тренировочное чтение (Слайд 3)

Жужжащее чтение текста С.Козлова «Как оттенить тишину»

Вопросы после чтения:

— К какому жанру относится произведение?- Кто автор?- О чём этот текст?

3. Речевая разминка (Слайд 4)

У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия учащимися материала (Слайд 5)

Упражнение «Фото»(Слайд 6)

Учитель показывает рисунок с изображением листопада.

У.: За чем будем наблюдать?

Д.: За природой.

Словарная работа(Слайд 7)

Чтение за диктором.

Вдова — женщина, у которой умер муж.

Подсед — ярус молодых деревьев.

И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.

Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем. (Слайд 8)

У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения.

Д.: Стихотворение о природе.

6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)

У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.

Дети составляют предложение:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный.

Физкультминутка для глаз

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению

У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?

8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения

У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?

Д.: Радостный, смешанный, грустный.

У.: В этом отрывке можно выделить три части. Будем читать каждую часть маленькими фрагментами. Пусть один учебник на парте будет открыт на тех страницах, где напечатано стихотворение, а второй – там, где вопросы и задания к нему.

1 часть — чтение по цепочке. (14 строк)(Слайд 9)

Вопросы перед чтением:

— С чем поэт сравнивает лес в первом четверостишии?

— Какую цветовую картину он создаёт?

— Важно только обозначение цветов или то впечатление, которое они производят?

— В какой строчке говорится об этом впечатлении?

У.: Перечитайте следующие шесть строчек.

— Какой дом раньше называли теремом?

— Старается ли поэт создать впечатление особого – лесного – терема?

— Какая строчка напоминает о теремных башнях?

— Где говорится о резьбе?

— Об оконцах?

— На каких двух цветах держится картина лесного терема?

У.: Перечитайте последнее четверостишие первой части.

— Какое новое яркое впечатление поэт добавляет к картине осени?

— Оно связано со звуками?

— С запахами?

— Почему поэт пишет слово «Осень» с заглавной буквы и называет её «тихой вдовой»?

У.: Тихая вдова – это человек, который молча, тихо переживает свою потерю.

— О какой потере идёт речь в стихотворении?

2 часть- чтение «цепочкой» (14 строк)(Слайд 10)

Вопросы перед чтением:

— В этой части три фрагмента. Как начинается каждый из них?

— Почему поэт настойчиво повторяет слово «сегодня»?

У.: Если догадаетесь, то вы – молодцы! Если пока не догадываетесь, не огорчайтесь. Это не простой вопрос! Вам будет легче ответить на этот вопрос, если вы прочитаете рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Он есть в этой главе учебника. Там тоже речь идёт об одном – единственном осеннем дне!

У.: Ещё раз перечитайте вторую часть текста.

— Как поэту удаётся создать впечатление большой, светлой, пустой поляны?

— Какую картину он рисует в первом четверостишии?

— Что добавляют к этой картине следующие пять строк?

— Какое впечатление завершает картину пустого и светлого двора: оно связано с цветами, запахами или со звуками?

3 часть – чтение цепочкой.

— Как последняя часть текста связана с первой?

— Перечитайте первые четыре строчки первой и последней частей. Какой новый оттенок появился в описании лесного терема?

— Дочитайте текст до конца. Почему поэт завершает этот отрывок из стихотворения яркими звуковыми впечатлениями?

— Что именно они ОТТЕНЯЮТ?

У.: Постарайтесь при чтении стихотворения вслух передать атмосферу красоты и тишины осеннего леса.

9. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу» (Слайд 11)

— Ноябрь — сентябрю внук.- Сентябрь — первый месяц осени.- Сентябрь — чародей цвета.- Сентябрь — пора золотой осени.- Ноябрь — ворота зимы.- Ноябрь — последний месяц осени.

У.: Какая из пословиц подходит к стихотворению «Листопад»?

Д.: Сентябрь-первый месяц осени.

Сентябрь — пора золотой осени.

Сентябрь — чародей цвета.

10. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний (Слайд 12)

У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?

11. Домашнее задание. (Слайд 13)

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

12. Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья.

У.: Спасибо за урок.






See also:
Яндекс.Метрика