Урок по литературному чтению


Открытый урок по литературному чтению

Дата: 8.11.2011Г.

Тема « Тема Родины в творчестве С.А.Есенина»

Цель: представить учащимся творчество русского поэта С.А.Есенина, рассказать о его большой к родному краю, раскрыть особенности его лирики; развивать речь и мышление детей; способствовать воспитанию трепетного нежного чувства к родной земле, к своему Отечеству.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, слайды презентации к творчеству поэта музыкальные произведения на стихи С.А.Есенина.

Эпиграф урока: «Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!» С.Есенин

«Моя лирика жива лишь одной любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве» С.Есенин

I.Подготовка к восприятию нового.

а) Вступление.

Звучит музыка на стихи С.Есенина «Отчий дом»

— О чем поется в этой песне?

-С каким цветом ассоциируется у поэта родной дом?

II.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы будем слушать стихи и рассказывать о том, как воспел свой край поэт С.А.Есенин. Понаблюдаем, какой эмоциональный отклик вызовут они у нас, какие чувства испытывает человек, слушая лирические стихи.

III.Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопрос, с чего, по вашему мнению, начинается Родина?

IV.Изучение нового материала. Рассказ учителя.

Родиной для С.Есенина является село Константиново. Находится оно в Рязанской области, а рядом простирается долина исторической реки Вожи, где в 1378г. князь Дмитрий Донской одержал великую победу над войском хана Мамая. Сразу же за долиной реки проходит современная автомагистраль, которая выводит нас на просторы полей с островками березовых рощ.Слайд 1.

Чтец: Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слайд 2.

Село Константиново привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки. В доме поэта в центре села сейчас находится музей. На мемориальной доске надпись: «Здесь родился и жил известный русский поэт С.А.Есенин». Чтец: стихотворение «В хате».

Слайд 3.

Вот как поэт писал о себе:

1-й ученик. « Родился я в 1895г., 21 сентября, в Рязанской губернии. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все мое детство.

2-й ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. С трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел, и очень крепко держался за холку.

1-ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.

2-ученик. После восьми лет , другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

1-й ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос.

Слайд 4.

По-матерински, заботилась о Сереже в доме Титовых бабушка Наталья Евстеева. Долгими зимними вечерами она рассказывала ему сказки, пела песни и читала духовные стихи. Так мальчик начинал фантазировать, придумывал свои концовки к услышанному. Воспоминание о добром детстве оставил поэт в стихотворении «Бабушкины сказки» , опубликованном в детском журнале в 1915г.

Выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки».

-Прочитайте стихотворение, передавая чувство теплоты и уважения к родному дому, своим близким.

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем, домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Ну, а как теперь уж спать.

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

Слайд 5.

Мать поэта, Татьяна Федоровна Титова, была наделена красотой и умом, обладала чудесным песенным даром. От нее он слышал русские фольклорные напевы, пословицы и поговорки – живой язык народа, который полюбил всей душой и воспел в своем творчестве. Изучая творческое наследие поэта, ученые обнаружили в его тетрадях около четырех тысяч записанных им миниатюрных шедевров.

V.Викторина.

-С.А.Есенин в совершенстве знал и владел русским фольклором, давайте, и мы проверим свои умения пользоваться поговорками и пословицами. Ваша задача собрать предложение правильно.

(Своя земля и в горсти мила. Родимая сторона мать- чужая мачеха. На чужой стороне и сокола зовут вороною. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Материнская ласка конца не знает. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Птица рада весне, а младенец- матери. При солнышке тепло, при матери добро.)

-Какой темой можно объединить эти предложения?

VI.Рассказ о семье.

С.Есенин очень любил свою маму и родных сестер. Он с восторгом и нежностью говорил о них. Помогал сестрам, когда они учились в Москве. В стихах поэт делится с ними самыми сокровенными чувствами и думами. Трепетно и священно для него чувство к матери.

Чтец «Ты спой мне ту песню, что прежде…»

Слайд 6.

В девять лет Сережу отдали учиться в земское четырехклассное училище в селе. Он был очень способным в учебе. Вот какие воспоминания о нем оставили его одноклассники.

Чтец: «Сергей был заядлым книгоманом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая- нибудь книга.» В 1909г. Сергей сдал первые в своей жизни экзамены на одни «пятерки» и был награжден «Похвальным листом» и Евангелием.

Слайд 7.

В 1912г. С.Есенин закончил учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты». После ее окончания он отправился на заработки в Москву, где устроился работать помощником корректора в редакции И.Д.Сытина. Именно здесь опубликовывается его стихотворение «Береза», напечатанное в журнале для детей «Мирок», которое положило начало его литературной карьере.

Чтение за диктором «Береза».

Белая береза береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

-Найдите прием олицетворения природы поэтом в этом стихотворении.

С.Есенин писал о себе: «Стихи я начал писать рано, но сознательное творчество отношу к 14-16годам»

Чтец «Вот уж вечер…»

Слайд 8.

В семье не очень обращали внимание на стихи. «Пустое дело» — так рассуждал дед. Раньше Сергея называли «монах», а теперь «поэт». Сверстники больше восхищались ловкостью, с которой он ловил раков, лазил по деревьям. А в душе мальчика рождалась нежная любовь к родному краю и близким людям.

Чтец «Нивы сжаты, рощи голы…», «Задремали звезды золотые…»

Обобщение. В 1916г. вышел первый сборник стихов С.А.Есенина «Радуница», в котором поэт очеловечивает и животных, и растения, и явления природы. Они связаны с людьми и природой, образуя гармоничный, целостный прекрасный мир.

Чтение за диктором стихотворения «Пороша».

Вам необходимо увидеть и выделить приемы олицетворения, используемые автором.

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль

С.А.Есенин, уже став известным писателем, никогда не забывал свой родной дом. Всегда спешил посетить родное село. Навсегда сохранил он самые светлые воспоминания о родном доме.

Чтец «А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом…»

Жизнь поэта протекала в трудные для страны годы, много изменений было в селе. С.Есенин объездил много стран, любовался красотой их природы, но всей душой стремился домой, в Россию. В стихотворении «Клен» автор, используя прием сравнения, называет дерево сторожем, охраняющим страну на время его отъезда. Клен действительно рос в доме деда Есенина.Чтец «Клен».

Слайд 9.

Подлинным шедевром Есенина является стихотворение «Отговорила роща золотая». Поэт чувствует, что молодость прошла, нет пути назад, и каждый человек когда-то должен покинуть этот мир. Это восприятие жизни он передает через образ природы, причем символически. Роща — это вся жизнь поэта, его судьба, юность ассоциируется с голубым и сиреневым цветом, а конец — с кистями рябины.

Звучит песня на стихи «Отговорила роща золотая…»

VIII.Итог урока. Слайд 10.

Творчество С.А.Есенина — одна из ярких глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить в его стихах. Она пробуждает в нас чувство любви к своему краю, ко всему близкому. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим была его Русь

IX.Релаксация.

-Сейчас мы нарядим березку листьями. Если вам понравился наш урок, и в дальнейшем вы хотели бы знакомиться с творчеством С.А.Есенина, то вы выбираете зелененькие листочки, если наоборот, то другого цвета.

Дома вы напишите, почему и другие поколения читают С.А.Есенина на протяжении века.






See also:
Яндекс.Метрика