Урок по литературному чтению Зимние картины природы С Есенин Берёза


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Урок по литературному чтению

2 класс

Тема урока: Зимние картины природы.

С. Есенин « Берёза»

Настроение стихотворения, литературные приёмы, используемые для оживления природы, авторское отношение к природе.

УМК « Школа России»

Автор: Л.Ф. Климанова

Автор урока: учитель начальных классов

Корпачёва Светлана Анатольевна

2013г.

Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением «Берёза».

Задачи:

дать понятие метафоры;

продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;

совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;

развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;

расширять словарный запас учащихся;

воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.

Тип урока: групповая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методы ведения урока:  словесный (беседа), практический, проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.

Использование литературных приёмов: звукопись, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, портреты К. Бальмонта, Ф. Тютчева, К. Фета, С. Михалкова, карточки с отрывками из их стихотворений, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, план анализа стихотворения , карточки с описанием литературных приёмов, магнитные буквы, снежинки белого и синего цвета, карточки для рефлексии.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:

развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

познавательные УУД

— строить рассуждения;

— обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД

-строить понятные для партнёра высказывания;

— владеть диалогической формой речи.

Характеристика деятельности учащихся:

Познакомиться с произведением классической литературы о зиме; учиться выразительно читать стихи; видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах; воспитывать любовь к природе;

активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское  отношение к природе, способствовать развитию воображения, связной речи,   художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения   анализировать; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Ход урока

Организационный момент. (слайд №1)

Речевая разминка.

Изображение снежинок (слайд №2 ) Определите название текста для речевой разминки.

(Слайд №3) Жужжащее чтение стихотворения « Снежинки»

Определите жанр: басня, сказка, стихотворение( рифма, ритм, красочные литературные приёмы).

Различные приёмы чтения ( работа в группе).

Инструкция для 1 группы:

Задание: начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

Индивидуальное чтение.

Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Инструкция для 2 группы:

1.Задание: начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

2. Индивидуальное чтение.

3. Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Инструкция для 3 группы:

1.Задание: прочитать восхищённо.

2. Индивидуальное чтение.

3.Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Вывод: определите цель данной работы.

Найдите сравнение: снежинка (хрустальная льдинка)

Почему автор сравнил снежинку с хрустальной льдинкой? (8 минут)

3 Проверка домашнего задания. (7 минут)

Ф. Тютчев « Зима» ( чтение наизусть).

С каким временем года связана снежинка? Расшифруйте фамилию поэта, который написал стихотворение о зиме: втечтю (Тютчев). (слайд №4)

Работа в группах на столах и индивидуально на доске.( нарезанные буквы)

Индивидуальное сообщение о Тютчеве;

Чтение стихотворения наизусть ( з человека) и анализ чтения.

Индивидуальное задание (доска) : соедините авторов и их произведения.

Анализ стихотворения:

Автор стихотворения.

Название.

Темп: быстрый, средний, медленный.

Настроение: смог передать, не смог передать.

Ошибки.

Итог: обоснуйте, почему Тютчев назвал зиму Чародейкой? (слайд № 5)

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)Побелел морковный нос. (дети показывают нос)В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда, (прыжки на месте)Вьюга злится,Снег кружится, (дети кружатся)Заметает всё кругомБелоснежным серебром. (имитируют движения руками)

Самоопределение к деятельности.

Приём звукописи.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного поэта, который многие стихотворения посвятил зиме.

Постарайтесь услышать его фамилию.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что- то есть в нём

От русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

Назовите фамилию поэта.

Только скажут-

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты… Н. Браун.

Получение новых знаний

а) Рассказ о С. Есенине (Слайды № 6 – 11)

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново недалеко от города Рязань, на берегу реки Оки. Здесь вы видите дом, где он жил ( сени, спальня, кухня). Окончил 4 класса в сельском училище, затем церковно — учительскую школу. Сергей начал рано писать стихи, с 9 лет, но сознательное творчество началось с 16- 17 лет. Есенин любил русскую природу, воспевал в стихах свою Родину, поля, леса. Его называли певцом русской природы.

Повесить на доску портрет С. Есенина

б) Знакомство с названием стихотворения : уберите из строчки все глухие согласные и прочтёте название стихотворения : СБКЕТРФЁПЗТА ( берёза) – (повесить карточку Б ЕРЁЗА- вспомнить опасную орфограмму.

Учебник Стр. 196-197 ( автор, название)

в) Первичное чтение: учителем

задание перед чтением: представьте себя художниками, подумайте во время чтения, какие бы вы взяли краски для изображения зимнего пейзажа.

(слайд №12) Музыка П. И. Чайковский « Времена года»: « Декабрь», чтение наизусть.

Анализ первичного восприятия: ответ на поставленный вопрос (совещание в группе) (30 сек.), рассуждение.

Это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Ему было 19 лет.

г) Вторичное чтение: словарная работа ( « жужжащее» чтение)

Выделить карандашом непонятные слова. Чтение непонятных слов

(Бахрома, кайма, кисти, заря)

Работа со словарём: каждая группа ищет определённое слово, читает, сверяется с образцом в презентации.

КИСТЬ,2. БАХРОМА ,3. КАЙМА, 4.ЗАРЯ

ВЫВОД: цель работы со словарём.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (презентация «Физкультминутки)

д) Работа над литературными приёмами.

Каждый автор старается украсить своё произведение, используя различные литературные приёмы. С какими из них вы уже знакомы?

Название приёма и его характеристика.

Задание: найти применение данного литературного приёма у Есенина.

Задание по группам (подчеркнуть) Сравнение: снег точно серебро, похож на белую бахрому;

Олицетворение: сонная тишина, принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;

Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;

Эпитет: на пушистых ветках, сонная тишина.

Проверка задания: сверка с образцом

на презентации. (слайд № 13)

Вопрос 4. ( стр. 197) – учебник обсуждение в группах.

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? ( в разное время суток, при разном освещении).

Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега)

Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.

Применение новых знаний:

а) Отработка выразительного чтения:

Задание: наметьте паузы, определите темп чтения.

Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения, его анализ ( 2 человека)

Итог: Какое настроение создаёт стихотворение у читателя?

Выбери вариант: грусть, радость, тревога, печаль, восторг, спокойствие.

б) Картины зимней природы: (Никита)

У кого из вас зима является любимым временем года? Почему?

в) Соединить понятия с Есенинскими (карточки) – работа в группах,

Сверка с образцом (презентация) (слайды № 14 – 16)

Рефлексия:

а) Вы на мгновение превращаетесь в снежинки: подумайте, с каким настроением вы заканчиваете работу на уроке:

Снежинка радости: белая,

Снежинка грусти: синяя

Итог: закончите предложения: (на карточках)

Домашнее задание: стр. 196-197, наизусть, вопрос 3- ответить.

(слайд №17)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. – Москва: Просвещение, 2012

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – Москва: Просвещение, 2006

3.http://shteltn.ucoz.ru/load/fizkulminutka/fizkultminutka_quot_snezhinki_quot/2-1-0-13

4. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1405.php

5. http://fotki.yandex.ru/users/oxana2/view/6210/?page=1

6. http://www.nastol.com.ua/download/11744/1280×1024/

7.http://fotki.yandex.ru/users/igorbalynin/view/300676/?page=1

8. http://xsonz.ru/master/graphics/142-snezhinki.html

9.http://www.artpoisk.info/artist/aleksandrovskiy_stepan_fedorovich_1842/portret_poeta_fedora_ivanovicha_tyutcheva

10.http://vk.com/id158088761?z=photo158088761_284255674%2Falbum158088761_0%2Frev

11.http://www.liveinternet.ru/users/3914486/post233470232/

12. http://bundoora.ru/gosudarstvennyjj-muzejj-zapovednik-s-a-esenina-selo-konstantinovo.htm

13.http://fotki.yandex.ru/users/deizi2009/view/372487?page=0

14. Часть, использованных в презентации фотографий села Константиново и музея С. Есенина, сделаны лично Корпачёвой С. А.






See also:
Яндекс.Метрика