Урок по литературному чтению в 3 классе АПЧехов Ванька


Тема: «А.П.Чехов «Ванька»

Тип урока: комбинированный

Цели: — продолжать знакомство с творчеством А.П.Чехова с произведением «Ванька», учить слушать выразительное чтение профессионального чтеца, учить определять жанр, определять сюжетно-композиционный треугольник, развивать умение вчитываться в рассказ и анализировать его, совершенствовать работу в группах;

— развивать словарный запас, устную речь, память, мышление;

-воспитывать интерес к чтению, краеведению, сочувствие к людям

Оборудование: фотографии музея в Мелихово и музея писем, карточки со словарными словами, фонограмма рассказа «Ванька», зеленые и красные сигналы, карточки с заданиями для групп, плакат с сюжетно-композиционным треугольником, портрет Чехова, выставка книг А.П.Чехова

Ход урока:

1.Организационный момент

— Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними и садитесь. Проверьте готовность к уроку чтения.

— Для чего нужно читать?

2. Проверка домашнего задания

Прочитайте выразительно последний абзац отрывка из повести «Степь» (спросить 4 – 5 человек)

3. Актуализация знаний

— С каким автором начали знакомиться на прошлом уроке?

Антоном Павловичем Чеховым

— Что помните о его жизни?

Работал врачом, не писал специально для детей, родился в Таганроге, имел усадьбу в Мелихове, платил за долги отца, рос в многодетной семье

— Какие произведения уже прочитали?

Повесть «Степь»

— В нашей библиотеке вы можете познакомиться с другими произведениями этого автора, книги которого представлены на выставке.

— Какие музеи писателя есть в нашем городе и районе? (фото)

Музей в Мелихово, музей писем «Почтовое отделение»

— Находясь в Мелихове, Чехов много работал не только врачом, но и писателем. Необходимо было кормить всю семью, да ещё и оплачивать долги отца. Со своими друзьями он общался с помощью писем. А так как в нашем городе до этого не было почтового отделения, Чехов решается на свои средства его открыть.

— Кто разносит почту?

Почтальоны

— Важна ли была эта профессия? Почему?

Да, потому что люди по-другому не могли общаться на дальних расстояниях

— Прослушайте разговор двух почтальонов. (Сценка про двух почтальонов)

1п. –Смотри, какой странный адрес!

2п. – Дай, посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1п. – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2п. – Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1п. – Да, ты прав. Завтра в эту деревню почту Савелий Иванович везет. Он всё и выяснит.

— Как вы думаете, дошло письмо?

— Кому знаком Константин Макарович, которому адресовано письмо?

4. Сообщение темы и целей

— Сегодня мы познакомимся с произведением А.П.Чехова «Ванька».

— О чем будет это произведение?

О мальчике Ваньке, как он писал письмо

5. Первичное восприятие произведения

— Я вам включу фонограмму с произведением «Ванька», а вы следите по тексту.

6. Проверка первичного восприятия

— Поднимите руки, кому понравился рассказ?

— Почему?

Трогательная история о сироте

— Какой момент особенно запомнился? Почему?

— Определите жанр этого произведения? Почему?

Рассказ – реальная история, которая могла произойти в жизни

7. Словарная работа

— Прочитайте про себя новые слова после текста.

— Поработаем с карточками. У вас на столах карточки со словами и их толкованием. Соедините их стрелками (2 человека за доской).

Восторг уважительно

Судорожно восхищение

Почтительно напряженно

Дворня домашняя прислуга

Людская помещение для слуг

Проверка – сигналы (красные и зеленые)

Физкультминутка

«Этажи». Поднимаемся на носочки и называем этаж. Чем выше этаж, тем громче говорим. Вниз опускаемся так же.

8. Анализ

— Где происходят события?

В доме сапожника Аляхина

— Кто главный герой рассказа?

Ванька Жуков

— Сколько ему лет?

Девять

— Где живет?

У сапожника Аляхина

— Сколько времени он здесь живет?

Три месяца

— Чем занимается?

Качает хозяйского ребенка, чистит селёдку, помогает подмастерьям, пишет письмо

Кому пишет письмо?

Деду

— Какое письмо пишет деду?

Поздравительное

— К какому празднику?

Рождество

— Что вы знаете об этом празднике?

1 человек готовит сообщение о Рождестве:

— Как звали деда Ваньки?

Константин Макарович

9. Работа в группах

— Каждой группе будет дано задание на листочках. Вы должны коллективно найти ответ на вопрос и кто-то один озвучит его.

1 группа – Найди и прочитай описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать…

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину…

Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Желаю тебе всего от Господа Бога (верующий в Бога)

Пожалей ты меня, сироту несчастную…

Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

2 группа – Найди и прочитайте описание Константина Макаровича.

Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки…

Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука

3 группа – Найди и прочитай описание Москвы Ванькой.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают

10. Анализ сюжетно-композиционного треугольника

— Вспомним части композиции: завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка и заключение.

— О чем говорится в завязке, прочитай?

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером, и разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

— Расскажи, как развивается действие?

1) вспоминает деда и собак

2) жалобы на жизнь

3) описание Москвы

4) счастливые моменты

5) снова жалобы

— Подумайте, где кульминация?

Адрес

— Как продолжается действие, прочитай?

Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо и в рубахе выбежал на улицу… и сунул драгоценное письмо в щель…

— Почему рассказ заканчивается многоточием?

11. Итог

— Над каким произведением работали?

«Ванька»

— На какую тему этот рассказ?

О судьбе детей из народа

— Кто его автор?

А.П.Чехов

— Что своим произведением хотел сказать нам автор?

Автор хотел показать жестокость того времени и несправедливость, даже по отношению к детям.

— Запишите в дневниках домашнее задание: написать письмо Ваньке о нынешней Москве.

— В учебнике дан сокращенный вариант рассказа, но вы можете взять книгу в библиотеке и прочитать полную версию, записав краткое содержание в читательский дневник.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Открытый урок

по литературному чтению 3 класса

на тему: «А.П.Чехов «Ванька»

2008 – 2009 учебный год






See also:
Яндекс.Метрика