Урок по литературному чтению по теме КД Бальмонт Русский язык УМК Начальная школа XXI в


Шкапо Надежда Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная с углублённым

изучением отдельных предметов г. Пушкино»

Московской области

Конспект урока по литературному чтению.

Константин Дмитриевич Бальмонт «Русский язык»

(по программе «Начальная школа 21 века» 4 класс)

Задачи:

Обучающие:

— продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;

— учить различать стихи поэта по темам;

— закрепить понятия «строфа», «эпитет», «метафора», «олицетворение»;

— вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых

говорится в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

— развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,

творческие способности, умения анализировать, обобщать;

— формировать читательскую самостоятельность.

Воспитывающие:

-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;

-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на

работу:

а) «кнопки мозга»;

б) «кнопки энергетического баланса»;

в) «думающая шляпа».

(эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)

II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)

-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

-Над каким произведением будем работать? («Русский язык»)

-Кто автор? (Константин Дмитриевич Бальмонт)

-Сегодня на уроке мы вспомним темы изученных стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта, познакомимся с новым произведением «Русский язык», выясним значения трудных слов, поработаем над художественными средствами, которые использовал поэт в стихотворении «Русский язык».

-Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.

(Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)

-Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).

-Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)

-Да, как правило тема выносится в заголовок.

-А теперь мы знакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык».

-Но прежде, чем начнём читать стихотворение, объясним трудные, не всегда понятные слова. Это слова: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит, савраска, рысак, ладан.

-Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).

-Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).

III. Первичное восприятие текста.

-Откройте учебники на стр.213.

-Я прочту стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык», а вы внимательно послушайте. Можно следить.

(чтение учителем стихотворения, звучит музыка Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)

-Как вам стихотворение? (ответы детей)

IV. Работа с текстом произведения.

-Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.

-Попытаемся выразительно прочитать.

1 ученик 1 и 2 строфы

2 ученик 3 и 4 строфы

3 ученик 5 и 6 строфы

-Прочитайте строчку, в которой говорится о былинном герое. («…Про Соловья-разбойника былины…»)

-Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. ( Илья Муромец и Соловей-разбойник)

-Для поэта русский язык – это язык русских былин.

(На доске: «русский язык – это …). Учитель прикрепляет карточку «былин» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-Читаем дальше.

4 ученик 7 и 8 строфы

-Вам ничего не напоминают строчки:

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? (колыбельная песня)

-Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.

(учитель прикрепляет карточку «колыбельных песен» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-Продолжаем.

5 ученик 9 и 10 строфы

-О каком Олеге идёт речь в этих строках?

-Какое произведение вспоминаем? ( А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

-Вспоминая «Песнь о вещем Олеге», мы вспоминаем её автора, великого национального поэта Александра Сергеевича Пушкина, так русский язык, в понимании Бальмонта,- это язык поэзии Пушкина.

-Дальше.

-Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)

-О каком произведении может идти речь? ( П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

-Узнавая сказку «Конёк-горбунок», мы вспоминаем и русские народные сказки и замечательный русский язык, которым они написаны. Так русский язык становится языком сказок.

(учитель прикрепляет карточку «сказок» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-А строчка «И ты пойдёшь дорогой Ермака…» помогает вспомнить какое произведение? («Легенда о Ермаке»)

— Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.

(учитель прикрепляет карточку «легенд» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-Дальше.

6 ученик 11 и 12 строфы

7 ученик 13 и 14 строфы

8 ученик 15 и 16 строфы

-Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)

-Какое историческое событие, очень важное в развитии нашего государства, описывается здесь? ( Семён Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки и соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Более того, если Берингу не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, Семен Дежнев прошел его весь, с севера на юг, по всей его длине. Семен Дежнев известен также открытием Камчатки, которую присоединит к российскому государству его земляк Владимир Атласов. Ерофей Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению русскими людьми этой территории.)

-И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, — это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.

(учитель прикрепляет карточку «исторических событий» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-Но понятие «русский язык» — ещё шире, глубже, многообразнее.

-Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

(поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)

-Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.

(учитель прикрепляет карточку «родной природы» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

-Как вы думаете, с чем ещё связано понятие «русский язык» для поэта? (с родным домом)

-Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.

(учитель прикрепляет карточку «Родины» или используется программа Microsoft Office Power Point)

-Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:

а) «перекрёстные движения»;

б) «сова».

-Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?

-Вспомните и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)

-А теперь найдём их в тексте и назовём.

-Что такое логическое ударение?

-Пауза?

-Почему это так важно?

-Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.

IV. Обобщение

-Так что же такое русский язык в понимании Константина Дмитриевича Бальмонта?

-Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)

V. Итог урока.

-Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)

-Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более 30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.

-Несмотря на то, что Константин Дмитриевич эмигрировал из России, он продолжал любить свою Родину. И все эти чувства он выразил в стихотворении «Русский язык».

-И закончить наш урок я хочу отрывком из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».

-Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».

VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).

-Спасибо за урок.

Приложение 1.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон и ладан богомолья.

 

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

 

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей — в провидящее сердце.

 

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

 

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

 

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

 

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

 

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

 

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там, в синем — о родном пороге.

 

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царьграду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

 

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

 

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

 

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

 

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика