Урок по литературному чтению Петушок и бобовое зернышко


Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогназировать содержание сказки; творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел нашего учебника “Сказки”. На этом уроке вы будете учиться читать русскую народную сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”. Попробуете себя в роли сказителя и постигнете ещё одну народную мудрость, заключённую в этой сказке.

3.Артикуляционная гимнастика.

-Прочитайте чистоговорку медленно.

Жу- жу- жу, жу-жу-жу-

Как то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи-

Мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа-

Еж уходит от ужа.

Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

Прочитайте шепотом, громко.

Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко-тихо, весело-сердито.

4. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения Ю.Мориц «Сказка по лесу идет».

Ответьте, что называют сказкой?

(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)

Учитель. Назовите части сказочного повествования.

( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы)

Учитель. Кто такой сказитель?

(Человек, который сказывает, рассказывает сказки.)

Учитель. Кто такие собиратели?

(Это люди, которые записывают, обрабатывают, пересказывают сказки, внося какие-то изменения, дополнения.)

Учитель. Почему сказки называют народной?

(Сочинил народ.)

5. Работа над новой темой.

1).Учитель.

Сели прямо! Ножки вместе!

Ручки полочкой на стол!

Начинаем разговор!

Учитель. В начале урока я уже говорила, что вы сегодня познакомитесь с ещё одной русской народной сказкой “Петушок и бобовое зёрнышко”.

Учитель. Я и мои помощники прочитаем вам сказку, а вы внимательно её послушайте.

Учитель читает присказку и слова автора. Слова курочки, хозяйки, коровушки, хозяина – читают специально подготовленные ученики.)

2).Обмен впечатлениями.

Учитель. Понравилась ли вам сказка? Кто больше всего? Почему?

Кто из вас может перечислить главных героев сказки?

3).Повторное чтение сказки.

4).Словарная работа.

Учитель. Прежде чем ещё раз прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова:

косу, со всех ног, проскочило.(напись на доске)

Как вы понимаете значение этих слов?

(Дети читают и объясняют эти слова.)

Учитель. Ребята, слово коса имеет несколько значений.

1). Сельскохозяйственное орудие труда.

2). Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

3). Сплетённые длинные пряди волос.

6. Физминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать!

Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

Учитель. Начнём читать эту сказку по “цепочке” по абзацам.

7. Работа над частями сказки.

Учитель. Сейчас вам предстоит определить и прочитать части сказочного повествования.

1)Найдите и прочитайте зачин сказки.

(Жили- были…

…. Словно мёртвый лежит.)

Учитель. Проследим, как развивались дальше события.

К кому вначале побежала курочка? Прочитайте.

(К хозяюшке.)

Учитель. К кому послала хозяюшка? Коровушка? Хозяин?

Какой повтор встречается в этой сказке?

(Подавился петушок бобовым зёрнышком…)

Учитель. Кто определит и прочитает концовку сказки.

(Кузнец дал хозяину новую косу…)

Учитель. Молодцы, все части вы верно назвали.

Переверните лист на страницу 34 и в рамочке прочитайте пословицы.

Используя их, объясните, каков урок сказки? Чему они нас учат?

(Не торопиться, не спешить, дружбе, взаимовыручке, сочувствию, доброте, верности и т.д.)

8. Работа над выразительностью речи.

Учитель. Зачин, ребята, читается спокойным, размеренным голосом, чётко, внятно. Соблюдайте паузы перед знаками препинания.

Учитель. С каким чувством надо читать слова курочки?

(Тревоги, беспокойства.)

Учитель. Как обращается курочка, прося помощи?

(Требовательно или уважительно.)

Учитель. Какие слова показывают, что курочка торопится помочь петушку?

(Бросилась, бежит, со всех ног бросилась.)

Учитель. Как показать при чтении, что курочка торопится?

(Читать просьбу в ускоренном темпе.)

9. Обучение пересказу.

Учитель. Сейчас будем учиться пересказу. Поможет нам в этом ваш верный друг – учебник.

.Прочитаем опорные слова, которые лежат у вас на парте

Бобовое зёрнышко.

Петушок. Курочка.

Хозяюшка, маслице.

Коровушка, молочко.

Хозяин, трава.

Кузнец, коса.

Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.

Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.

Используя рисунки учебника и опорные слова, попробуем пересказать сказку.

(Пересказы учеников.)

10. Итог урока.

Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок.

С какой сказкой вы познакомились на уроке?

Почему народ назвал сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”?

Счастливый конец у сказки или нет?

Чему учит сказка?

(Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

Учитель. Молодцы.

11. Домашнее задание. Подготовить пересказ.

Учитель. Урок окончен. Всем спасибо за работу.






See also:
Яндекс.Метрика