Урок по литературному чтению на тему Тонкая наблюдательность чувство глубокой любви пис


Конкурс методических разработок

по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

Урок по литературному чтению

на тему: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 г. Шатуры

Горбунцова Светлана Викторовна

г.Шатура, 2013

Тема урока: «Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к «братьям нашим меньшим» (по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)».

Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством А.П. Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый».

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством

А.П. Чехова; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение», формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; умение увидеть автора как тонкого наблюдателя природы, развивать образное и логическое мышление; развивать словарный запас уч-ся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности: уважения к животным, умение сочувствовать, сопереживать; воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитание взаимовыручки; создание успеха для каждого ребёнка.

Оборудование:

Портрет А.П.Чехова.

Выставка книг А.П.Чехова.

Рабочая тетрадь №1 по литературному чтению.

Методические приемы:

Выразительное чтение, выборочное чтение, анализ прочитанного, аналитическая беседа, проблемные вопросы, словесное рисование.

Ход урока.

Организационный момент. (СЛАЙД № 2)

Улыбнулись, друзья,За работу пора.Пусть ваш поиск будет успешным,Дружным, вдумчивым, интересным.

-Улыбнитесь друг другу. И пусть настроение ваших друзей будет таким же радостным, солнечным как ваши улыбки.

Начинаем урок литературного чтения.

2 Сообщение темы и целей урока.

 Послушайте и скажите, о творчестве какого писателя мы начнем с вами разговор на уроке? (СЛАЙД № 3)

Писал студент рассказы,Печатал их везде,Подписывал при этомАнтоша Чехонте.

Антон Павлович Чехов (СЛАЙД № 4)

-Каков творческий путь писателя?

Рассказ детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.

В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью — Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.

Сообщение темы и целей урока.

6 минут

— Эта встреча поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными, любящими. Мы попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А.П.Чехова, этого великого русского писателя. Может быть, и совершим открытия?

Чтение и анализ произведения ( анализ образов и характеров главных героев на основе выборочного чтения).

— Откройте учебники на странице 29 (Х2)

— Прочитайте заглавие рассказа. (СЛАЙД №5)

— По объёму это произведение большое. В нашем учебнике оно дано в сокращении. (слайд № 6)

-Дома вы прочитали первую часть рассказа.

-Где происходит действие? В лесу.

-О ком рассказывает автор? О волчихе.

-Что вы знаете о волках в природе? Злые, хищные, нелюбимые нами животные.

-Найдите и прочитайте, как автор описывает волчиху? (с.30)

-Автор говорит «по слабости здоровья». Когда так говорят? Когда болеют, сочувствуют, жалеют.

-Почему волчихе нужно было обязательно поесть?

Её ждали волчата. Ей надо кормить их, а нечем.

-О какой черте волчихи это говорит?

Она заботливая мать.

-Почему Чехов использует слово «КУШАТЬ»?

Он говорит о ней как о матери и не может написать другое слово. Он её жалеет. Чехов культурный, воспитанный человек.

— Докажите словами из текста, что волчиха не просто хотела кушать, а была зверски голодна. Её мучил голод….. два огонька.

-Почему она отправилась именно к зимовью? Докажите словами из текста.

Она помнила, соображала, её мучил голод, думала.

— Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и нелюбимом нами. Антон Павлович сумел донести до нас мысли и чувства волчицы… Мы сочувствуем, сопереживаем героине…

-Может ли волчиха думать и рассуждать? А кто может?

-Зачем автор сравнивает волчиху с человеком?

Он напомнил нам, что она мама (заботливая, ласковая, добрая)

Показать нам, что волчиха добрая и не жестокая.

-Почему автор смог описать думы волчицы?

Он сумел встать на её место и увидеть мир её глазами.

Он показал, что для того, чтобы спасти волчат ей придётся кого-то загрызть, принести в жертву.

-Кто жил на зимовье? Что такое «зимовье»? (СЛАЙД № 7)

Зимовье – это место или помещение, где живут зимою люди или животные.

—Каким вы представляете Игната?

Найдите слова и выражения, которыми описывает его Чехов.

—Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу? Да (СЛАЙД № 8)

—Давайте попробуем дать общую характеристику волчице? Какая она? (СЛАЙД

№ 9)

На доске: волчиха

(какая?)

немолодая, голодная, заботливая мать, слабая здоровьем, опытная.(СЛАЙД №10)

— Какое чувство вызывает у вас волчиха?

Её жалко. Она голодна сама, любит детей и хочет накормить их. А нечем.

ВЫВОД: Вот вам и Чехов – может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Только Чехов мог с таким сочувствием и уважением говорить о волчихе: «Свежее мясо ей приходилось кушать редко».

Автор сумел встать на место волчихи и увидеть мир её глазами. Он жалеет её, очеловечивает. У нас (читателей) возникает сочувствие и жалость.

Первая часть.

10 минут

2 часть.

Хотите узнать что было дальше? Тогда продолжаем читать.

(Читают хорошо читающие дети.)

—Сейчас мы будем анализировать одновременно образ волчихи и щенка.

—Что почувствовала волчиха, когда «волокла» свою добычу? (стр.31)

Волчиха остановилась…….с отвращением.

—Почему волчиха с отвращением отскочила от своей добычи?

Это был не ягнёнок, а щенок.

—Найдите описание щенка в тексте. (стр.32, 33) (СЛАЙД №11)

—Согласны ли вы с таким восприятием волчихи? Скорее маленький, чем глупый.

—Как он вёл себя, когда она его отпустила? (Стр.32)

—Как волчиха повела себя дальше? Почему?

Она зарычала и побежала от него…. оглянулась и щёлкнула зубами.

—Почему она так зла на него?

Он причина неудачной охоты. Голодна, а у него ранена спина.

—Почему щенок не испугался волчихи?

На доске: Щенок (какой?)

маленький, общительный, глупый, несмышлёный, беспородный, доверчивый,

не знает жизни, мало испытывал на своём веку… (СЛАЙД №12)

—Зачем он побежал за ней? Он решил, что она играет с ним.

—Найдите в тексте момент первого впечатления щенка от волчат и волчат от щенка.

Когда волчата не обращали на него внимания, а он лаял до хрипоты.

—Как чувствовала себя волчиха, когда под утро вернулась к своим волчатам?

*32—волчата сосали свою мать (2-ая строка снизу)

—Мучил голод, болела голова, хотелось броситься, НО ПОЧЕМУ НЕ БРОСИЛАСЬ?

Она мать, а он для неё прежде всего детёныш.

—Прочитай отрывок, где автор показывает, что он очень хорошо знает повадки волков, особенности поведения.

*33 – волчихи приучают детёнышей…(заботилась о воспитании).

—Во время игры кто-то пострадал из детёнышей? (нет)

—А в нашем классе все ребята умеют играть так, чтобы игра не заканчивалась дракой?

—Ребята, мы не просто читаем и анализируем каждое произведение, книги учат нас жить, находить верное решение.

—Значит, играть надо так, чтобы играть хотелось всем, и чтобы никому не было больно.

Волчата и щенок, маленькие, но «понимают», как надо играть.

А мы с вами?

—Кто наблюдал за игрой малышей? Почему она спокойна? (СЛАЙД №13, 14,15)

Он маленький, волчихи приучают своих детей к охоте, она мать, а он детёныш.

—Почему волчиха решила съесть щенка? Прочитайте мне эти слова. (Съемка его……)

Она голодна. Волчата сосали свою мать. Он стал причиной её неудачной охоты.

—Удалось ли ей это сделать? Почему? (стр.34)

Она подошла к нему, а он лизнул её (поцеловал).

У щенка чужой запах, как пишет Чехов «сильно пахло псиной, а она не терпела этого запаха».

Она была в первую очередь мать. Щенок хоть и был ещё маленьким, но для волчицы он был детёнышем, несмотря на то, что она опять осталась голодной.

— Вот так Чехов умел писать о животном – его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Автор вызывает у нас не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

— Но как часто мы слышим такое выражение «собачья жизнь»…

Вторая часть.

14 минут

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (СЛАЙД №13 – музыкальный)

Музыкальная пауза (Собака бывает кусачьей…….)

—Как вы понимаете выражение «Собачья жизнь»?

—На улицах нашего города, во дворах мы часто встречаем бездомных животных.

Как вы себя ведёте по отношению к ним? Не обижаете? А своих любимых питомцев наигравшись, не выгоняете на улицу?

—Я верю вам и надеюсь, что вы никогда не обидите слабого и беззащитного.

Физкультминутка

2 минуты

3 часть.

—Остался на ночь щенок с волчатами? Нет. Он соскучился и ушёл домой.

—Удалось ли волчице на этот раз добыть ягнёнка? Почему? (СЛАЙД № 16, 17)

—Что вы испытываете к волчихе?

—Как назвал щенка Игнат? Белолобый.

—А в конце рассказа жаль Белолобого? Почему?

Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягнёнка.

—Кто же главный герой рассказа? Волчиха? Белолобый?

—А почему рассказ назван «Белолобый»?

Белолобый – причина неудачной охоты. Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

—Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

—Какое чувство у вас вызывает волчиха?

Её жалко. Она голодна сама, любит детей и хочет накормить их. А нечем.

—Да, среди героев мы выделяем не только Белолобого, но и волчиху. Почему? (Ей посвящено много в содержании рассказа, показаны ее чувства).

—Да, на Белолобом строится сюжет рассказа, развитие, а именно через образ волчихи изображены чувства, которые становятся так нам близки: это сопереживание, любовь к детям, забота, милосердие……

Третья часть.

11 минут

Итог урока. (СЛАЙД №19)

—Чехов так смог рассказать историю волчихи, что мы проникаемся к ней сочувствием… Он сумел встать на её место. Он понял её материнские чувства. Рассказ не может оставить читателя равнодушным. И даже жестокость волчицы мы оправдываем. Она вынужденная, ей надо накормить своих детей.

—Понравился рассказ? Чему научил нас наблюдательный, мудрый писатель А.П.Чехов?

Доброму отношению к животным.

А.П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир.

Итог урока.

2 минуты

5. Домашнее задание: перечитайте рассказ, озаглавьте каждую часть и нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. (СЛАЙД № 20, 21)






See also:
Яндекс.Метрика