Урок по литературному чтению КДУшинский Спор деревьев


Палитра открытых уроков

УМК « Гармония»

Урок литературного чтения 1 класс

Тема урока: К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Х О Д У Р О К А

Вступительная беседа.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной историей, которую рассказал Константин Дмитриевич Ушинский. Чтобы узнать, где она происходила и кто являются ее героями, давайте отгадаем загадки:

Его весной мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в снега его одели. (дерево)

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной, Васю – хворостиной. (лес)

— Кто из вас бывал в лесу? А какие деревья вы там видели?

Можно ли сказать, что деревья разговаривают друг с другом? А каким образом деревья ведут свой разговор?

на доске разговор

— Подумайте, пофантазируйте, о чем могли бы говорить деревья.

Инсценировка

— У нас на уроке актеры, дадим им слово. Они помогут услышать один разговор деревьев.

( ученики инсценируют фрагмент сказки)

— Мог бы произойти между деревьями такой разговор? Тогда определите, в каком литературном жанре рассказана эта история. Почему?

— Кто принимал участие в разговоре? На доске:

ДУБ СОСНА ЯБЛОНЯ

— А как можно назвать разговор, в котором каждый из участников отстаивает свое мнение?

СПОР

— Как мы можем изменить название, чтобы оно стало более емким, но коротким?

Меняем названия деревьев (дуб, сосна, яблоня) на деревьев

На доске СПОР ДЕРЕВЬЕВ

Словарная работа, дискуссия учащихся

— Как вы думаете, а зачем нужны споры, приносят ли они какую-нибудь пользу?

-Есть выражение «В споре рождается истина» ( на доске истина)

-Слово истина всем понятно? Подберите к нему слово, близкое по смыслу.

-Давайте поразмышляем, а родилась ли истина в этом споре?

4. Работа с текстом сказки.

-Прочитайте, как происходил спор. Найдите слово, характеризующее речь яблони.

(промежду себя молвила)

А) Чтение сказки по ролям.

-Удалось ли чтецам передать характер каждой роли?

Б) Анализ текста.

-Давайте, по словам персонажей, попробуем представить характер каждого дерева. Для этого перечитаем сказку по отрывкам и выскажем свое мнение.

-Каким вы представили себе дуб? Чем он гордится? А яблоня? А сосенка?

На доске КРАСОТА ПОЛЬЗА

И рисунки веток каждого дерева

— Посмотрите, получается, что в споре деревья пытаются выяснить, что важнее красота или польза? А как думаете вы?

— А красота (например: вид красивой природы, красивая прическа, красивый портфель) может принести пользу? Какую?

-Так кто же из деревьев приносит большую пользу, можно определить? Почему?

— Так родилась ли истина в этом споре? А в чем она заключается, как вы думаете?

-Мог ли подобный спор произойти между людьми? В каком случае?

5. Итог урока – работа с пословицами.

(если есть время, еще раз прочитать текст)

На доске записаны пословицы:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Красота всякому видна.

Не ищи красоты, а ищи пользы.

Каковы дела, такова и польза.

— Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение.

-Попробуйте дома сочинить свою пословицу или поговорку к этой сказке.






See also:
Яндекс.Метрика