Урок по литературному чтению ИА Бунин Листопад


Тема: И.А. Бунин «Листопад».

Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».

Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.

Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.

Развивать образное мышление, речь, воображение.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.

Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.

Основной приём: беседа.

Формы работы. Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

Место урока в учебном плане. Первый урок в разделе «Произведения И.А.Бунина. Листопад».

Прогнозируемые результаты.

— на уроке будет создана благоприятная обстановка;

— в ходе урока дети правильно сделают анализ стихотворения, сделают вывод о том,

как важно видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои

чувства по отношению к прочитанному;

— использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за

счёт использования зрительных демонстраций.

Оборудование. Для учителя:

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Пьеса П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад.»

Для обучающихся:

Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.А. Ефросинина).

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс. №2» (авт. Л.А. Ефросинина)

Кленовые листочки из картона. 4.Рисунки детей с осенним пейзажем.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова.

— Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И………………….. елей ветви шевелит.

Ф.И.Тютчев

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

…………………….Лишь два крыла.

А.А.Фет

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

………………………Слепит мне очи он.

Е.А.Баратынский

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» —

«Милые крошки! Из вашей сторонки

……………………….Гонят меня холода и дожди.

А.Н.Плещеев

3. Введение в тему.

1. Загадка.

— О каком времени года будем читать стихотворение?

Золотистая косичка – Это рыжая сестричкаУбирает, веет,Косит,Урожай в амбары носит.

(осень)

2. Речевая разминка.

Лев Николаевич Толстой стих листопад

Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок,И в садах позолотила Каждый маленький листок.Листья стайками летятВ нашем парке … (листопад).

Чтение картины:

-Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе?

(На картинах художников).

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.

Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.

Рассказ ученика.

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж «Золотая осень» не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Итог: дивное изображение у И.Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его «Золотой осени».

Внимание на экран

Читает учитель.

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

— Недавно прочитал стихи:

Метафоры в стихотворении листопад Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной….

-И восклицает:

— Очень хорошо, очень верно!

(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)

4.Работа над новым материалом.

Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?(Краски.) -А композитор? (Ноты).- А чем пользуется поэт? (Словом).-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин. ).-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.

5. Слово учителя об И.А.Бунине.

— Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Он рос среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.

В 1933 году, когда Ивану Андреевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевтев-де-Буа.

Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное собрание его сочинений.

Вывод: стихи и рассказы писатель посвятил России ё природе и людям

6. Сообщение темы урока.

— Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. Научимся выразительно читать стихотворение Бунина «Листопад».

7. Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет,Раз – наклонИ два – наклон,Зашумел листвою клен.Ветер тихо клен качаетИ листочки обрывает.Листья желтые летят,В нашем парке листопад.

8. Работа над стихотворением “Листопад”.

1. Творческая работа.

— В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья. Обведите листочек в своей тетради. Напишите в нем, что вы представили, когда услышали слово листопад. (Чтение записей учащихся.)

2. Знакомство со стихотворением И.А.Бунина. Выразительное чтение учителем.

— А теперь послушайте, как Бунин описывает листопад. (С закрытыми глазами.)— Что вы представили, когда слушали стихотворение?

10. Словарно – лексическая работа.

-Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение.(На экране спроектированы слова, их значение, и показан цвет).

— Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;Золотой – желтый, изумительный;Багряный – красный.

— Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.

11. Работа над содержанием стихотворения.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем расписной).— Выпишем сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

Лес – терем расписной.Лес стоит стеной.Елочки темнеют – как вышки.Синеют просветы в небо, что оконца.Пустая поляна – широкий двор.Паутина – как сеть из серебра.Мотылек – точно белый лепесток.

— Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? (Эпитеты).

— Какие эпитеты использует автор? — Давайте найдём их и выпишем в тетрадь.

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна»..)

— Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

— Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

— Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

— Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

— А почему оконца, а не окна? (маленькие).

— Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

— Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

С чем сравнивается поляна? ( со двором)

— А что там? (паутина)

-С чем сравнивается паутина?

— А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

— Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-Есть ли ветер?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

— Можно ли услышать тишину?

— Прочтите заключение.

— Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

— Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес удивлен, потрясен) — Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

— Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо). Какое слово поэт повторяет несколько раз? Почему?

Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.

— Какую же мысль хочет донести до нас поэт?

(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их). 

— Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

— Кто же является главным героем стихотворения?

— Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?

— Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы. Можем ли мы предположить, что само стихотворение — это метафора. Это сам Бунин любуется красотой осенней природы, скрываясь за образом леса. Именно исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты русской природы.

— А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. А фоном прозвучит музыка, выбранная ребятами, как наиболее созвучная строкам стихотворения

8)- — А сейчас мы послушаем стихотворение «Листопад», в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» ( ролик).

— Я вот такой увидела осень. Что-нибудь совпало с вашими представлениями

(просмотр ролика, обмен впечатлениями) — Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?12. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению по памятке. Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.

Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.

ПАМЯТКА

Правильно ставь ударения.

Соблюдай паузы.

Выбери силу голоса (Тихо, громко.)

Определи темп (Быстро, медленно.)

Читай эмоционально.

Покажи интонацией своё отношение к произведению.

Выразительное чтение по частям (2 ученика.)

— Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).

Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

Чтение стихотворения под музыку с видеорядом.

— Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какое настроение передадите при чтении? Почему?

Чтение стихотворения учащимися вслух.

13. Итог урока.

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

Домашнее задание: подготовиться выразительно читать стихотворение “Листопад”, нарисовать иллюстрацию к нему.

Самоанализ урока.

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей.

Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.

3. Цели урока:

— познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;

— развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;

— воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;

— воспитывать самостоятельную творческую активность.

4. Сложность материала соответствовали требованиям программы, а объём рассчитан на уровень познавательных способностей учащихся класса.

5. Намеченный план урока удалось реализовать полностью, отступления от плана не было.

6. Мне удалось связать задачи урока с предыдущими уроками и с последующим материалом раздела «Поэтическая тетрадь».

7. Основные цели урока достигнуты.

8. Запланированную структуру урока удалось выдержать.

9. Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроком ИЗО, с музыкой, с окружающим миром.

10. На уроке были применены следующие методы:

I. По источнику информации:

а) словесные ( приёмы: рассказ, беседа.)

б) наглядные (приёмы: иллюстрация, демонстрация.)

в) практические приёмы: упражнения, самостоятельная работа.

II. По характеру познавательной деятельности школьников:

а) репродуктивные

б) объяснительно иллюстративные

в) проблемные

г) частично – поисковые.

III. По основным методам и дидактическим задачам:

а) методы изучения материала, его закрепления, с использованием индивидуально – обособленной формы.

б) применение на практике формирования умений.

в) методы повторения и обобщения материала с использованием коллективной формы работы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика