Урок по литературному чтению ЕЧарушин Теремок 1 класс УМК Школа России


Е. Чарушин «Теремок»

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

Конкурс проектов «Город букв».

II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Читать сказку теремок чарушина

Ответ: сказка.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите записанную на доске пословицу.

Умк сказка теремок на английском

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м).

– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Эвристическая беседа.

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

На доске рисунок теремка.

(По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.)

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком – невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

Причино следственная связь в сказке теремок

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Катилось яблоко

Вкруг хоровода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

– Воевода, воевода,

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

2. Подготовка к пересказу сказки.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.Мала, а никому не мила.

(Заяц.)(Мышка.)

Скачет зверушка,На овчарку он похож.

Не рот, а ловушка.Что ни зуб – то острый нож!

Попадут в ловушкуОн бежит, оскалив пасть,

И комар, и мушка.На овцу готов напасть.

(Лягушка.)(Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,Хозяин лесной

Живёт в лесу под кустом.Просыпается весной,

(Лиса.)А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию.

На доске записаны прозвища:

• кумушка, сестричка (лиса);

• бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

• толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

• норушка (мышка);

• квакушка (лягушка);

• побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

• серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

• дереза (коза);

• ряба, татарушка, пеструшка (курица).

Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

• голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

• голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

• голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

• голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

• голос звонкий, чёткий (петух);

• речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

• голосок тоненький, притворный (коза);

• голос занудливый (баран).

V. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».






See also:
Яндекс.Метрика