Урок по литературному чтению Что такое стихи


Урок по теме

ЧТО ТАКОЕ СТИХИ?

(путешествие по стихотворениям

С. Я. Маршака)

Тема: Что такое стихи?

(путешествие по произведениям С. Я. Маршака)

Цели и задачи:

— воспитание литературного вкуса на примере произведений классика русской литературы;

— знакомство с понятием «рифма»;

— привитие духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование: иллюстрированные издания стихов и сказок, портрет

С. Я. Маршака.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по произведениям замечательного поэта С.Я.Маршака.

II. Вступительная беседа.

— Поэт С.Я.Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок, считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, затеи, учил писать стихи, разыгрывать пьесы. (показ портрета)

III. Викторина

— Теперь я буду читать вам отрывки из стихов С.Я.Маршака. Ваша задача угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

(ответы детей)

— Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках маршаковского зоопарка много. Один из них – «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

(ответы детей)

— Конечно, «Жираф»!

— А кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

Побежала мышка – мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

(ответы детей)

— Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».

— А для кого готовится такая постелька?

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

(ответы детей)

— Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого». Так назвал свое

стихотворение С.Я.Маршак.

— А сейчас я прочту вам веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

— Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй:

Я – зверек,

И ты – зверек,

Я – мышонок,

Ты – хорек,

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон!

— Молодцы! Да, это отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с понятием «рифма»

— Вы хорошо знаете стихи С.Я. Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек», «слону» — «одну», «высок» — «цветок». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак…

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

— Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но… ищем рифму. Читаю еще раз.

— Какие слова звучат почти одинаково?

— Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться» тоже совпадают, почти целиком.

— Послушайте другое стихотворение С.Я.Маршака «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феечки», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т.е. рифму.

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кик-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

— А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «близко».

(«детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «близко» — «киска»)

— И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как он подбирал рифму к слову «пакля»? И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.

VI. Работа с загадками.

— Устали? Нет? Тогда слушаем загадки. Их тоже придумал С. Я. Маршак.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (сапоги)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (часы)

— Молодцы! И с загадками вы справились!

VII. Итог урока.

— Мы еще раз убедились с вами, насколько стихи С.Я.Маршака мелодичны, как легко они рифмуются. На его стихи композиторы даже пишут музыку и получаются веселые песни. Споем?

(исполнение песни «Веселые чижи»)

— На этом наше путешествие заканчивается. Дома вы можете сами попробовать сочинить несколько четверостиший, пользуясь нашим секретом.

— Урок закончен. Спасибо!






See also:
Яндекс.Метрика